Вопрос: О
применении ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических
метров при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 ноября 2010 г. N ШС-37-3/14561
Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами от налоговых органов по вопросу
применения ставки водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу
кубических метров при заборе воды из водных объектов для водоснабжения
населения сообщает следующее.
Пунктом 1 ст. 333.8 гл. 25.2 "Водный
налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
установлено, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и
физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в
соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом
налогообложения в соответствии со ст. 333.9 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 333.9 Кодекса
объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из
водных объектов.
При заборе воды налоговая база
определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период
(п. 2 ст. 333.10 Кодекса).
Сумма налога по итогам каждого налогового
периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей
налоговой ставки (п. 2 ст. 333.13 Кодекса).
Пунктом 3 ст. 333.12 Кодекса определено,
что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения
населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров
воды, забранной из водного объекта.
Таким образом, применение льготной ставки
обусловлено целевым назначением забора воды.
Согласно
разъяснениям Минфина России, указанным в Письмах от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64
и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, плательщиками водного налога, имеющими право
применять ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических
метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды
из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого
и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда).
Вместе с тем из положений ст. 333.12
Кодекса не следует, что под водоснабжением населения понимается водоснабжение
исключительно жилищного фонда.
Позиция
налогоплательщиков водного налога по данному вопросу состоит в следующем,
поскольку хозяйственно-питьевое водоснабжение осуществляется не только в
отношении жилищного фонда, но и в отношении предприятий, учреждений,
организаций, а положения ст. 333.12 Кодекса не ограничивают применение ставки
водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды только
водоснабжением жилищного фонда, названная льготная ставка может быть применена
в отношении объема воды, забранной для
хозяйственно-бытовых нужд предприятий, учреждений и организаций.
Данные выводы подтверждаются арбитражной
практикой.
Федеральный арбитражный суд Уральского
округа в Постановлении от 27.11.2008 N Ф09-8843/08-С3 по делу N А60-10394/08
признал правомерным применение налогоплательщиком ставки водного налога,
предусмотренной п. 3 ст. 333.12 Кодекса, в отношении объема воды, забранной из
водных объектов для водоснабжения предприятий, учреждений и организаций,
использованной на хозяйственно-бытовые цели.
При этом суд исходил из того, что гл.
25.2 Кодекса не содержит прямого указания о применении налоговой ставки 70 руб.
только при условии забора воды из водных объектов для снабжения населения по
месту постоянного проживания.
Из оснований налогообложения и порядка
исчисления водного налога, предусмотренных ст. ст. 333.8 - 333.13 Кодекса, не
следует, что применение указанной налоговой ставки при заборе воды для
водоснабжения населения ограничивается водоснабжением жилищного фонда.
Применение ставки
водного налога, установленной п. 1 ст. 333.12 Кодекса, в отношении объема
забранной воды из водных объектов с целью водоснабжения населения и
использованной на хозяйственно-бытовые, в том числе питьевые, цели
предприятиями, учреждениями и организациями, указанной нормой прямо не
предусмотрено.
Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации в Определении от 25.02.2009 N ВАС-1534/09 подтвердил позицию
Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Кроме того, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного
округа в Постановлении от 06.08.2007 по делу N А05-809/2007 отклонил доводы
налогового органа о том, что, поскольку налогоплательщик снабжал водой не
объект жилищного фонда, а оздоровительный лагерь, он не является организацией,
предметом и целями действия которой является питьевое и хозяйственно-бытовое
водоснабжение. Суд счел, что налогоплательщик производил забор воды на
основании лицензии в пределах установленных для него лимитов потребления в
целях водоснабжения населения - детей, отдыхающих в оздоровительном лагере, а следовательно, правомерно исчислял водный налог в порядке,
установленном п. 3 ст. 333.12 Кодекса.
В связи с изложенным
ФНС России просит высказать свое мнение по вопросу правильности применения
налогоплательщиками ставки водного налога, предусмотренной п. 3 ст. 333.12
Налогового кодекса Российской Федерации, при администрировании налоговыми
органами водного налога.
Действительный
государственный советник РФ
2 класса
С.Н.ШУЛЬГИН
01.11.2010