Вопрос: ЗАО
осуществляет торговлю товарами по почте. В этих целях оно изготавливает
каталоги с информацией о реализуемых товарах, которые рассылаются путем
адресной (по клиентской базе) и безадресной (через почтового агента) рассылки.
Расходы по изготовлению каталогов,
содержащих информацию о реализуемых товарах, относятся ЗАО к расходам на
рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли на основании п. 4 ст. 264 НК
РФ, независимо от способа распространения каталогов.
ЗАО считает, что оно действует в
указанных обстоятельствах правомерно, имея в виду следующие обстоятельства.
В соответствии с п.
1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме
и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или
поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Целью как адресной, так и безадресной
рассылки каталогов является доведение до потребителя информации о товарах,
формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования, продвижение его
на рынке, что в соответствии с определением рекламы, данным в ст. 3
Федерального закона "О рекламе", составляет признаки рекламы. При
этом в каталогах, распространяемых посредством адресной рассылки, содержится
тот же объем информации о товарах, что и в каталогах, распространяемых
посредством безадресной рассылки. В конце каждого каталога (распространяемого
как посредством адресной, так и посредством безадресной рассылки) содержится
бланк заказа, воспользоваться которым может любое лицо, а не только получатель
каталога. В каталогах, распространяемых путем адресной рассылки, помимо бланка
заказа, для получателя каталога содержится также "бланк заказа для
друга". Эти обстоятельства подтверждают, что рекламодатель готов заключить
договор с любым лицом, откликнувшимся на рекламу, а не только с тем, кому был
выслан каталог. Таким образом, информация о товарах, содержащаяся каталогах, и
в случаях адресной рассылки адресована неопределенному кругу лиц, что также
составляет признак рекламы.
Сами по себе рассылаемые каталоги
соответствуют понятию рекламы, поскольку предназначены для доведения информации
о реализуемых налогоплательщиком товарах до неопределенного круга лиц. Тот
факт, что каталоги распространяются посредством адресной рассылки с
использованием адреса конкретного получателя, содержащегося в клиентской базе,
не меняет принципиальным образом сути самих каталогов как рекламных материалов.
Обоснованно ли отнесение в целях налога на прибыль расходов по изготовлению каталогов с
информацией о реализуемых товарах на расходы организации на рекламу в
соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ независимо от способа распространения
каталогов?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/688
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения
налогом на прибыль операций по изготовлению и распространению каталогов,
содержащих информацию о реализуемых организацией товарах, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
При этом расходами признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с
производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых
(приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности
налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в
выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.
В п. 4 ст. 264 Кодекса указано, что к
расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли организации
относятся, в частности, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов,
содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых
услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации.
Согласно положениям
п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
(далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым
способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная
неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту
рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение
на рынке.
Как следует из письма, организация
осуществляет торговлю товарами по почте. В этих целях она изготавливает
каталоги с информацией о реализуемых товарах, которые рассылаются путем адресной
(по клиентской базе) и безадресной (через почтового агента) рассылки.
Учитывая
изложенное, в случае распространения каталогов путем безадресной рассылки
расходы на изготовление данных каталогов могут быть приняты в уменьшение
налоговой базы по налогу на прибыль как рекламные расходы, поскольку способ их
распространения отвечает условиям, установленным Законом N 38-ФЗ.
Что же касается
расходов на изготовление и распространение каталогов, распространяемых путем
адресной рассылки, сообщаем, что согласно Определению Конституционного Суда
Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 Кодекса, не допускают их
произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи
понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на
получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые
органы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.11.2010