Вопрос: В
соответствии со ст. 326 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) при
применении метода начисления налоговая база по налогу на прибыль по срочным
сделкам определяется на дату исполнения срочной сделки. По сделкам, носящим
длительный характер, налоговая база определяется также на дату окончания
отчетного (налогового) периода.
С целью хеджирования процентного риска,
связанного с изменением ставки ЛИБОР, с учетом которой определяется процентная
ставка за пользование заемными средствами по полученным кредитам, банк заключил
в 2007 г. срочные сделки "расчетный процентный СВОП" и CAP/FLOOR на
срок, равный сроку полученных кредитов. Даты расчетов по хеджирующим сделкам
совпадают с датами выплаты процентов по кредитным договорам.
Согласно условиям сделки "расчетный
процентный СВОП" в даты расчетов производится обмен процентными ставками
на условную сумму, равную сумме полученного кредита. При этом банк получает
плавающую процентную ставку, а платит фиксированную. Плавающая ставка
определяется исходя из ставки ЛИБОР, установленной на определенную дату до
начала соответствующего процентного периода. Расчеты производятся в последний
день процентного периода путем зачета взаимных требований и обязательств каждой
из сторон и оплаты сальдо задолженности стороной, задолженность которой
превышает требования этой стороны к другой стороне сделки. Процентный период
определен соглашением как 6 месяцев (с 15 февраля по 15 августа, с 15 августа
по 15 февраля следующего года и т.д.).
Согласно условиям
сделки CAP/FLOOR ("структура порог") в даты расчетов в случае, если
происходит уменьшение (увеличение) ставки ЛИБОР ниже (выше) минимального
(максимального) предела, установленного соглашением, банк, платит (получает)
разницу между ставкой ЛИБОР и нижней (верхней) границей порога. Для расчета суммы требований (обязательств) банк использует ставку
ЛИБОР, фиксируемую на определенную дату, до начала процентного периода. Базой
для исчисления процентов является сумма, равная сумме полученного кредита.
Расчеты производятся в последний день процентного периода. Процентный период
определен соглашением как 3 месяца (с 24 февраля по 23 мая, с 24 мая по 23
августа, с 24 августа по 23 ноября, с 24 ноября по 23
февраля следующего года и т.д.). Если ставка ЛИБОР не вышла за границы
установленного соглашением порога, то по окончании данного процентного периода
обязательств по перечислению платежей у сторон сделки не возникает.
Правомерно ли банк
включает в налоговую базу по налогу на прибыль доходы (расходы) в виде суммы
процентов, полученных (уплаченных) по сделкам "расчетный процентный
СВОП" и CAP/FLOOR на каждую дату осуществления расчетов, в соответствии с
условиями сделок, а также суммы процентов, причитающихся к получению,
начисленных с даты последней выплаты по дату окончания отчетного (налогового)
периода?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 ноября 2010 г. N 03-03-06/2/190
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке
налогообложения прибыли организаций в 2009 г. при совершении сделки
"процентный поставочный своп" и сообщает следующее.
Порядок определения налоговой базы по
операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (далее - ФИСС) установлен
ст. ст. 301 - 305 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с п.
1 ст. 301 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г., для целей
налогообложения прибыли организаций под ФИСС понимаются соглашения участников
срочных сделок (сторон сделки), определяющие их права и обязанности в отношении
базисного актива, в том числе фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а
также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку
базисного актива, но определяющие порядок
взаиморасчетов сторон сделки в будущем в зависимости от изменения цены или
иного количественного показателя базисного актива по сравнению с величиной
указанного показателя, которая определена (либо порядок определения которой
установлен) сторонами при заключении сделки.
В соответствии со ст. 326 НК РФ налоговая
база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки. По
сделкам, носящим длительный характер, налоговая база определяется
налогоплательщиком также на дату окончания отчетного (налогового) периода.
Порядок определения налоговой базы по
операциям с ФИСС, не обращающимся на организованном рынке, установлен ст. 303
НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 303 НК РФ
доходами налогоплательщика по операциям с ФИСС, не обращающимися на
организованном рынке, полученными в налоговом (отчетном) периоде, признаются в том числе суммы денежных средств, причитающиеся
к получению в отчетном (налоговом) периоде одним из участников операции с ФИСС
при ее исполнении (окончании) либо исчисленные за отчетный период,
рассчитываемые в зависимости от изменения цены или иного количественного
показателя, характеризующего базисный актив, за период с даты
совершения операции с ФИСС до даты окончания операции с ФИСС либо за
отчетный период.
При этом п. 2 ст.
303 НК РФ предусмотрено, что в расходах учитываются суммы денежных средств, подлежащие
уплате в отчетном (налоговом) периоде одним из участников операции с ФИСС при
ее исполнении (окончании) либо исчисленные за отчетный период, рассчитываемые в
зависимости от изменения цены или иного количественного показателя,
характеризующего базисный актив, за период с даты совершения операции с ФИСС до
даты окончания операции с финансовым
инструментом срочных сделок либо за отчетный период.
Учитывая изложенное,
при исполнении процентного расчетного своп-контракта до 2010 г. в составе
доходов (расходов) налогоплательщика учитывались суммы денежных средств,
полученных (уплаченных) налогоплательщиком в соответствии с условиями указанной
сделки. Кроме того, при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций учитывались суммы денежных средств, причитающихся к получению
(уплате), начисленных с даты последнего промежуточного
расчета до даты окончания отчетного (налогового) периода.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N
03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
08.11.2010