Вопрос: ООО имеет
на балансе два автомобиля для вывоза жидких бытовых отходов (ЖБО). В
соответствии с заключенными договорами вывоз ЖБО производится по заявке
заказчиков от септиков до очистных сооружений. Других операций с ЖБО, кроме
транспортировки, ООО не производит.
Вправе ли ООО
применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по
оказанию указанных услуг (транспортные перевозки отходов)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 ноября 2010 г. N 03-11-06/3/154
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения
положений гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении предпринимательской
деятельности, связанной с оказанием услуг по вывозу жидких бытовых отходов, и исходя из информации, изложенной в письме, сообщает
следующее.
Исходя из пп. 5 п. 2 ст. 346.26 Кодекса на систему налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
переводится, в частности, предпринимательская деятельность в сфере оказания
автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых
организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве
собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не
более 20 транспортных средств,
предназначенных для оказания таких услуг.
В соответствии со ст. 346.27 Кодекса к
транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для
перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и
грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы,
полуприцепы и прицепы-роспуски.
Порядок регистрации транспортного
средства (автомобильного транспорта) определен Постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации
автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории
Российской Федерации" (далее - Постановление).
Определение категорий транспортных
средств осуществляется на основании сведений, предоставляемых соответствующими
регистрирующими органами.
Согласно п. 2 Постановления все
транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную
конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по
автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах
Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее -
ГИБДД).
Тракторы, самоходные дорожно-строительные
и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные
средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также
не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют
органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и
других видов техники (далее - органы Гостехнадзора).
В формах сведений о транспортных
средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, предоставляемых органами,
осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, предусмотрены
показатели "Тип транспортного средства" и "Назначение
(категория) транспортного средства".
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от
10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено,
что допуск автотранспортных средств для участия в
дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем
регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Таким образом, на
уплату единого налога на вмененный доход может переводиться предпринимательская
деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными
средствами, зарегистрированными в установленном порядке в органах ГИБДД как
автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего
пользования, независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или
иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено, а также при условии, что собственником и (или) арендатором данного
транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.
При этом на уплату
единого налога на вмененный доход не переводится предпринимательская
деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов
внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по
автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходные
дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним), зарегистрированным в
установленном порядке в органах Гостехнадзора.
Договорные отношения в сфере
автотранспортных услуг регулируются гл. 40 "Перевозка" Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору
перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз
в пункт назначения и выдать его управомоченному на
получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за
перевозку груза установленную плату.
Пунктом 1 ст. 791 ГК РФ установлено, что
перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный
принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об
организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном
для перевозки соответствующего груза.
Одновременно следует отметить, что в
соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об
отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается
деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору,
использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под транспортированием отходов понимается
их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка,
находящегося в собственности юридического лица или индивидуального
предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального
закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы
производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы
которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться
законодательством Российской Федерации.
Таким образом, наряду с
транспортированием отходов их сбор, накопление, использование, обезвреживание и
размещение рассматриваются как деятельность по обращению с отходами.
Поэтому, если
организация и (или) индивидуальный предприниматель оказывают услуги по вывозу
жидких бытовых отходов в рамках отдельно заключенных договоров на оказание
данных услуг, при этом никакой иной деятельности в сфере обращения с отходами
не осуществляется, указанная предпринимательская деятельность может быть
переведена на уплату единого налога на вмененный доход в качестве
самостоятельного вида предпринимательской деятельности, связанного с оказанием
автотранспортных услуг по перевозке грузов
(жидких бытовых отходов).
Аналогичной позиции придерживаются
судебные органы (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от
07.06.2010 N А81-4102/2009).
При этом в случае,
если предпринимательская деятельность организации и (или) индивидуального
предпринимателя по транспортировке жидких бытовых отходов является составной
частью деятельности в сфере обращения с отходами, то такая деятельность не
может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход в качестве
самостоятельного вида предпринимательской деятельности в сфере оказания
автотранспортных услуг по перевозке грузов. Соответственно, на уплату единого налога на вмененный доход указанная
предпринимательская деятельность не переводится.
Обращаем внимание, что такая же позиция
содержится в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 08.09.2009 N
Ф04-5187/2009(13484-А67-19), а также в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа
от 16.12.2008 N А82-2206/2008-20.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
09.11.2010