Вопрос: Должно ли
физическое лицо как член садоводческого некоммерческого товарищества платить
земельный налог и нужно ли, чтобы земли общего пользования были поставлены для
этого на государственный кадастровый учет?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 2010 г. N 03-05-06-02/106
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного
налога и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного
налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными
участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389
Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования
или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права
на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и
прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном
реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на
недвижимость и сделок с ней.
Также следует иметь
в виду, что согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также
о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на
земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании
государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права
на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу
Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный Закон N
122-ФЗ), которые в соответствии с законодательством
имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав
на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных
органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках
их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в
месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных
участков.
Таким образом, основанием для уплаты
земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих
документов на земельный участок.
Одновременно обращаем внимание, что в
соответствии с п. 3 ст. 396 Кодекса сумма земельного налога (сумма авансовых
платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками,
являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налогоплательщики, являющиеся физическими
лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании
налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Кодекса).
В отношении земельных участков,
принадлежащих садоводческому товариществу, которые составляют земли общего
пользования, земельный налог уплачивает юридическим лицом - садоводческим
товариществом.
Что касается вопросов постановки
земельных участков на государственный кадастровый учет, для рассмотрения этих
вопросов следует обращаться в территориальные органы Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по месту нахождения
земельных участков.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
10.11.2010