Вопрос: При формировании налоговой базы в целях исчисления налога на
прибыль в соответствии с положениями ст. 330 НК РФ доход налогоплательщика,
осуществляющего обязательное медицинское страхование, в виде средств,
полученных от территориальных фондов обязательного медицинского страхования,
признается на дату перечисления указанных средств в размере, определяемом
исходя из порядка финансирования, указанного в таком договоре.
У страховой организации возможны
ситуации, когда страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию
поступают в отчетном (налоговом) периоде, но предназначены на следующий период
в соответствии с договором о финансировании, либо когда эти платежи поступают,
но договором о финансировании их перечисление не предусмотрено.
Можно ли для целей исчисления налога на
прибыль считать страховые платежи, поступившие в отчетном (налоговом) периоде,
но предназначенные на следующий период, доходом отчетного периода или же в
соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ это будет
считаться предоплатой?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 ноября 2010 г. N 03-03-06/3/10
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета доходов и
расходов и сообщает следующее.
Из письма следует, что страховая организация
получает в отчетном (налоговом) периоде от территориального фонда обязательного
медицинского страхования средства, предназначенные для другого отчетного
(налогового) периода либо перечисление которых договором финансирования не
предусмотрено.
Согласно п. 1 ст.
271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 НК
РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели
место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества
(работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
В соответствии со ст. 330 НК РФ доход
налогоплательщика, осуществляющего обязательное медицинское страхование, в виде
средств, полученных от территориальных фондов обязательного медицинского
страхования, признается на дату перечисления указанных средств, определенную
договором финансирования, в размере, определяемом исходя из порядка
финансирования, указанного в таком договоре.
Таким образом, учитывая специальный
порядок признания средств, полученных от территориальных фондов обязательного
медицинского страхования, полагаем, что такие средства, полученные в отчетном
(налоговом) периоде, но предназначенные для другого отчетного (налогового)
периода, либо перечисление которых договором финансирования не предусмотрено,
необходимо учитывать в доходах для целей налогообложения на дату их
фактического поступления. При этом страховой платеж, поступивший в отчетном
периоде, но предназначенный на следующий отчетный период, должен направляться в
страховые резервы.
Пунктом 7 Положения
о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское
страхование, утвержденного Постановлением Совета Министров Правительства
Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018, установлено, что страховые платежи
по обязательному медицинскому страхованию, поступившие от территориального
фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с заключенными
страховой медицинской организацией договорами, используются на оплату
медицинских услуг, на расходы по ведению дела по обязательному медицинскому
страхованию, формирование резервов (оплаты
медицинских услуг, финансирования предупредительных мероприятий и запасного) и
оплату труда работников, занятых обязательным медицинским страхованием.
Таким образом, расходы по ведению дела по
обязательному медицинскому страхованию, производимые за счет страховых платежей
по обязательному медицинскому страхованию, поступивших от территориального
фонда обязательного медицинского страхования, учитываются в расходах для целей
налогообложения прибыли организаций на основании пп.
10 п. 2 ст. 294 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным
правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от
07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
13.11.2010