Вопрос:
Организация занимается розничной торговлей ювелирными изделиями в магазинах,
площадь которых менее 150 кв. м. В настоящее время от поставщиков поступают
предложения по комиссионной торговле производимыми ими товарами. Возникает
вопрос о порядке налогообложения деятельности, связанной с комиссионной
торговлей.
Организация, осуществляя розничную
торговлю как собственными, так и комиссионными товарами, в арендуемых ею
магазинах с площадью торгового зала менее 150 кв. м обязана уплатить ЕНВД
исходя из занимаемой площади. Вместе с тем организация получает комиссионное
вознаграждение и возникает вопрос о налогообложении этого вида дохода.
Так, в соответствии
с пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может
применяться по решениям представительных органов муниципальных районов,
городских округов, законодательных (представительных) органов государственной
власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении розничной
торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью
торговых залов до 150 кв. м.
В соответствии со ст. 346.27 НК РФ
розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей
товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных
карт) на основе договоров розничной купли-продажи. В соответствии с п. 1 ст.
492 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать
вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель
обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму
(цену). Таким образом, ни нормами НК РФ, ни нормами ГК РФ не установлено, что
квалифицирующим признаком розничной купли-продажи является продажа продавцом
товара, находящегося в его собственности.
Статьей 990 ГК РФ установлено, что по
договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой
стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от
своего имени, но за счет комитента. При этом по сделке, совершенной
комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным
комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом
в непосредственные отношения по исполнению сделки. Из указанной нормы следует,
что фактически заключение договора розничной купли-продажи осуществляется
комиссионером. Таким образом, с точки зрения норм НК РФ и ГК РФ комиссионер
фактически осуществляет розничную торговлю, несмотря на то
что является не собственником товара, а лишь посредником. Подлежит ли
дополнительному налогообложению комиссионное вознаграждение?
По мнению организации, розничная торговля
товарами у комиссионера в рамках договора комиссии является розничной торговлей
и подпадает под налогообложение ЕНВД. При этом комиссионное вознаграждение как
доход, связанный с осуществлением розничной торговли, дополнительными налогами
не облагается.
Каков порядок налогообложения
комиссионного вознаграждения в данном случае?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 ноября 2010 г. N 03-11-06/3/157
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения системы
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие
предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через магазины и
павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому
объекту организации торговли, могут быть переведены в соответствии с
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов,
городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности.
Статьей 346.27 Кодекса розничной
торговлей признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей
товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных
карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
При этом комиссионная торговля, согласно
Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р
51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденному
Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст, - это розничная
торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для
реализации третьими лицами - комитентами, по договорам комиссии.
Таким образом, в целях гл. 26.3 Кодекса
комиссионная торговля как один из видов розничной торговли подпадает под
налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности.
В случае реализации товара по договорам
комиссии необходимо руководствоваться положениями ст. 990 Гражданского кодекса
Российской Федерации, которой установлено, что по договору комиссии одна
сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за
вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет
комитента. При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом,
приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был
назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по
исполнению сделки.
Деятельность комиссионера по
осуществлению розничной торговли подлежит обложению единым налогом на вмененный
доход только в том случае, если комиссионер реализует товар от своего имени
через объект организации торговли, который принадлежит или используется им в
предпринимательской деятельности на правовых основаниях (собственность, аренда
и т.п.).
Таким образом, если
организация осуществляет розничную торговлю, в том числе по договорам комиссии,
то такая организация может быть признана налогоплательщиком единого налога на
вмененный доход в отношении розничной торговли через магазины, площадь каждого
из которых не превышает 150 кв. м, с учетом положений п. п. 2.1 и 2.2 ст.
346.26 Кодекса.
В отношении иной предпринимательской
деятельности, в том числе розничной торговли через магазин, площадь которого
превышает 150 кв. м, организация может применять иной режим налогообложения, в
том числе упрощенную систему налогообложения.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.11.2010