Вопрос: В
настоящее время ЗАО является эксплуатантом воздушных
судов Ил-96-400Т российского производства, которые получило по договорам
лизинга от российской лизинговой компании для предпринимательских целей.
Согласно
Постановлению Правительства РФ от 26.06.2002 N 466 с 2002 г. российским
авиакомпаниям за счет средств федерального бюджета осуществляется возмещение
части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского
производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам
лизинга, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в
2002 - 2005 гг. в российских кредитных организациях на приобретение российских воздушных судов.
Право на получение
субсидий по лизинговым платежам и субсидий по кредитам предоставляется
российским авиакомпаниям независимо от организационно-правовой формы, не
имеющим просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в
бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, - победителям конкурса, проводимого
Федеральным агентством воздушного транспорта в порядке и на условиях, которые
устанавливаются Министерством транспорта РФ по согласованию с Министерством
экономического развития и торговли РФ.
В 2009 г. ЗАО стало
участником конкурса, проводимого Федеральным агентством воздушного транспорта,
и было признано победителем на основании результатов оценки и сопоставления
заявок на участие в открытом конкурсе по отбору российских авиакомпаний на
право получения возмещения за счет средств федерального бюджета части затрат на
уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства.
11.01.2010 между ЗАО, как победителем
конкурса, и Федеральным агентством воздушного транспорта заключены действующие
договоры на предоставление субсидии за счет средств федерального бюджета на
возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда
российского производства.
ЗАО, в соответствии с указанными
договорами и Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 N 466, направило в
Федеральное агентство воздушного транспорта полный пакет документов,
необходимых для возмещения затрат авиакомпании на уплату лизинговых платежей.
Одним из обязательных условий предоставления субсидий является представление
авиакомпанией - получателем субсидии справки налогового органа об отсутствии
неурегулированной задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней
и внебюджетные фонды.
В данном пакете были представлены справки
территориального органа ФНС России, подтверждающие отсутствие у ЗАО текущих
задолженностей по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды, также в указанных справках отражено наличие отсроченной к взысканию
задолженности, взыскание которой приостановлено соответствующими определениями
суда. Таким образом, требование пп. "в" п.
11 Правил возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых
платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от
российских лизинговых компаний по договорам лизинга, утвержденных Постановлением
Правительства РФ от 26.06.2002 N 466, ЗАО соблюдено и законные основания для
отказа в выплате субсидии отсутствуют.
Однако до настоящего момента субсидии ЗАО
не предоставлены, ввиду того что представители Федерального агентства
воздушного транспорта считают, что документы, подтверждающие отсутствие
задолженностей по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды, у ЗАО отсутствуют.
Существуют ли в указанной ситуации
правовые препятствия для выплаты субсидий, предусмотренных Постановлением
Правительства РФ от 26.06.2002 N 466, при наличии у ЗАО отсроченной к взысканию
задолженности, взыскание которой приостановлено соответствующими определениями
суда?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2010 г. N 03-02-07/1-535
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о выдаче налоговым
органом справки, подтверждающей отсутствие у налогоплательщика задолженности по
обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, и
сообщает следующее.
Согласно Правилам
возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей
за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских
лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату
процентов по кредитам, полученным в 2002 - 2005 гг. в российских кредитных
организациях на приобретение российских воздушных судов, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 N 466, одним из
обязательных условий получения
субсидии по лизинговым платежам и кредитам является справка налогового органа
об отсутствии у организации неурегулированной
задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды.
При этом названными Правилами не
конкретизируется, что понимается под неурегулированной задолженностью по
обязательным платежам в бюджеты.
В Налоговом кодексе Российской Федерации
(далее - Кодекс) используются термины "недоимка" (сумма налога или
сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах
срок) и "задолженность по соответствующим пеням и штрафам". Термин
"неурегулированная задолженность" в Кодексе не используется.
В соответствии с пп.
10 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику
(плательщику сбора или налоговому агенту) по его запросу справки о состоянии
расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании
данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти
дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса
налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента).
В справке о
состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, утвержденной Приказом
Минфина России от 18.01.2008 N 9н, и в справке о состоянии расчетов по налогам,
сборам, взносам, утвержденной Приказом ФНС России от 04.04.2005 N
САЭ-3-01/138@, отражаются отсроченные, рассроченные, в том числе в порядке
реструктуризации, приостановленные к взысканию суммы недоимки и задолженности
по пеням и штрафам. При этом суммы
недоимки и задолженности по пеням и штрафам показываются без учета сумм
отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и
приостановленных к взысканию платежей.
В ранее действующем Приказе МНС России от
28.03.2003 N БГ-3-24/149 (утратил силу на основании Приказа МНС России от
21.09.2004 N САЭ-3-24/502@) была предусмотрена справка об отсутствии
неурегулированной задолженности по налогам и другим обязательным платежам и
нарушений налогового законодательства. При этом в Письме МНС
России от 03.06.2003 N ШС-6-24/622 "О направлении Приказа МНС России от
28.03.2003 N БГ-3-24/149" указывалось, что под неурегулированной
задолженностью понимается не уплаченная в установленный законодательством о
налогах и сборах срок сумма налога и (или) сбора, сумма пеней, начисленных за
несвоевременную уплату налога и (или) сбора, сумма налоговых санкций, в
отношении которых не изменялся срок уплаты в порядке, установленном гл.
9 Кодекса, и не предоставлялось право на проведение реструктуризации
задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Изменение в установленном порядке сроков
уплаты налогов, пеней и штрафов направлено на урегулирование задолженности
налогоплательщика по соответствующим налогам, пеням и штрафам.
В связи с этим
полагаем, что наличие у налогоплательщика отсрочки (рассрочки),
реструктуризации задолженности по налогам, пеням, штрафам, приостановленных к
взысканию платежей не является препятствием для реализации целей Постановления
Правительства Российской Федерации от 26.06.2002 N 466, но вместе с тем не
означает, что налогоплательщик исполнил обязанность по уплате соответствующих
недоимки, пеней и штрафов (ст. 45 Кодекса).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.11.2010