Вопрос: О
возможности отнесения к прямым расходам в целях исчисления налога на прибыль
налогоплательщиком, основной деятельностью которого является проведение геолого-разведочных работ, произведенных затрат по сбору
геологической информации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/732
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и
сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 261 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ расходами на
освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на
геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ
подготовительного характера.
Пунктом 2 ст. 261 НК РФ установлено, что
расходы на освоение природных ресурсов, указанные в п. 1 ст. 261 НК РФ,
учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 НК РФ.
Согласно п. 3 ст.
325 НК РФ при проведении геолого-поисковых работ и геолого-разведочных работ по
разведке полезных ископаемых сумма осуществленных налогоплательщиком расходов
определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками,
а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат,
относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с
положениями ст. 325 НК РФ.
Расходы, осуществленные по договору с
подрядчиком, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором
подписан соответствующий акт выполненных работ (этапов работ) по данному договору.
Таким образом, вышеуказанными положениями
установлен порядок учета налогоплательщиком расходов на приобретение у
подрядчика геолого-поисковых и геолого-разведочных
работ по разведке полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговым
учетом признается система обобщения информации для определения налоговой базы
по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии
с порядком, предусмотренным НК РФ.
Налоговый учет осуществляется в целях
формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей
налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в
течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией
внутренних и внешних пользователей для контроля за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в
бюджет налога.
Система налогового учета организуется
налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности
применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно
от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета
устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей
налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением)
руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для
налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Пунктом 1 ст. 318 НК РФ установлено, что
для целей гл. 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в
течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на
прямые и косвенные.
Налогоплательщик самостоятельно
определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых
расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием
услуг).
Учитывая, что для налогоплательщика
проведение геолого-разведочных работ является основной
деятельностью, полагаем, что расходы по сбору геологической информации могут
быть отнесены к прямым расходам в порядке, установленном ст. 318 НК РФ. При
этом учет таких расходов зависит от соответствия их критериям, установленным
ст. 252 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
16.11.2010