Вопрос: Физическое
лицо имеет в собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения.
По ходатайству физического лица о включении земельного участка в земли
населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования с
сельскохозяйственного на вид разрешенного использования для индивидуального
жилищного строительства земельный участок был включен в границы населенного
пункта. С какого момента будут учитываться данные изменения при определении
налоговой базы по земельному налогу: с момента издания постановления области об
изменении категории земли и предоставления сведений в земельно-кадастровую
палату либо с момента регистрации права на земельный участок с измененной
категорией и целевым использованием?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 ноября 2010 г. N 03-05-06-02/116
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты земельного
налога и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по земельному
налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых
объектом налогообложения.
Согласно Правилам проведения
государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, для определения кадастровой стоимости
земельных участков различного целевого назначения проводится государственная
кадастровая оценка земель.
На основании п. 1 ст. 391 Кодекса
налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении
каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1
января года, являющегося налоговым периодом.
Исходя из указанных
норм Кодекса, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного
участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января
года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения
изменяться в течение налогового периода, если не произошло изменений
результатов государственной кадастровой оценки земель вследствие исправления
технических ошибок либо судебного решения, внесенных обратным числом на
указанную дату.
В связи с этим
такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида
разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой
стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода,
учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для
исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Одновременно
отмечаем, что в соответствии с п. 4 ст. 391 Кодекса налоговая база по
земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом,
определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются
в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение
государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом следует
иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 85 Кодекса органы, осуществляющие
кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории
недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и о
его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а
также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1
января текущего года.
Также обращаем внимание, что в
соответствии с п. 3 ст. 396 Кодекса сумма земельного налога, подлежащая уплате
в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется
налоговыми органами.
Налогоплательщики, являющиеся физическими
лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления,
направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Кодекса).
Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.11.2010