Вопрос: На основании Постановления Правительства РФ от 09.04.2010 N 218
"О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших
учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию
высокотехнологичного производства" и по результатам открытого публичного
конкурса по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию
комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства в
соответствии с решением конкурсной комиссии Минобрнауки
России ЗАО выиграло конкурс.
ЗАО заключает договор с Минобрнауки России по предоставлению субсидии на реализацию
комплексного проекта с участием высшего учебного заведения. Согласно договору Минобрнауки России обеспечивает предоставление получателю
субсидии из федерального бюджета на сумму денежных средств, которые ЗАО
направляет в полном объеме государственному образовательному учреждению высшего
профессионального образования для финансирования НИОКР. Субсидии будут
перечисляться равными частями в течение 2010 - 2012 гг. на счет ЗАО.
Включаются ли в налоговую базу по налогу
на прибыль субсидии из федерального бюджета, полученные ЗАО? Если включаются, то в каком отчетном (налоговом) периоде они должны быть
отражены? Может ли ЗАО признавать в налоговом учете этапы НИОКР завершенными и
равномерно относить на расходы, не дожидаясь завершения всего договора?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/739
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу учета в целях
налогообложения прибыли организаций субсидий из федерального бюджета,
выделенных на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного
производства, и сообщается следующее.
Порядок и условия
предоставления из федерального бюджета субсидий на реализацию комплексных
проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием
российских высших учебных заведений, определены Правилами предоставления
субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших
учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию
высокотехнологичного производства, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 09.04.2010 N 218 (далее - Правила).
Согласно данным Правилам субсидии
предоставляются на конкурсной основе. Участником конкурса является организация,
которая представляет проект, предусматривающий выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
российскими вузами, и дополнительно направляет на реализацию проекта
собственные средства в размере не менее 100% объема субсидии. При этом не менее
20% указанных средств должно использоваться на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы. Субсидия выделяется организации,
отобранной в результате конкурса, на срок от одного года до трех лет в объеме
до 100 млн руб. в год для финансирования указанных
работ.
Предоставление
субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным
(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
- производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам
предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения
затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией)
товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При определении объекта налогообложения
по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации
товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые
в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК
РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250
Кодекса.
Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ
внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в
виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав,
за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении
налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких
доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими
организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией)
товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в
связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном
порядке.
Таким образом, субсидии, полученные
коммерческими организациями на реализацию проекта, предусматривающего
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ российскими вузами, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в
составе внереализационных доходов.
При применении налогоплательщиком метода
начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они
имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного
имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Согласно пп. 2
п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных
денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных
средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
Таким образом, в целях налогообложения
прибыли датой получения доходов в виде субсидий, по мнению Департамента, является
дата их зачисления на расчетный счет налогоплательщика.
Порядок учета расходов на научные
исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в целях налогообложения
прибыли регулируется ст. 262 НК РФ.
В соответствии с п.
2 ст. 262 НК РФ расходы налогоплательщика на научные исследования и (или)
опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или
усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности
расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с
другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как
на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей
налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения
отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке,
предусмотренном ст. 262 НК РФ.
Указанные расходы равномерно включаются
налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии
использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при
реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца,
следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы
исследований).
Расходы налогоплательщика на НИОКР,
осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых
технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали
положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов
равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов в
порядке, предусмотренном п. 2 ст. 262 НК РФ.
Таким образом, если договоры на научные
исследования и (или) опытно-конструкторские разработки предусматривают
выполнение данных исследований или разработок отдельными этапами, при
соблюдении требований, установленных ст. 262 НК РФ, налогоплательщик вправе
учесть расходы, связанные с выполнением этих этапов, для целей налогообложения
прибыли в порядке, установленном ст. 262 НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.11.2010