Вопрос: По мнению
физлица, транспортный налог, введенный гл. 28 НК РФ, не соответствует основам
законодательства о налогах и сборах, установленным ст. 3 НК РФ.
Пункт 1 ст. 3 НК РФ вводит принцип
всеобщности и равенства налогообложения. Однако в состав объектов
налогообложения по транспортному налогу не включен железнодорожный транспорт.
Согласно п. 2 и 3 ст. 3 НК РФ налоги не могут иметь дискриминационный характер,
должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Физлицо считает, что налоговая база по
транспортному налогу - мощность двигателя - не отражает ни интенсивность
использования дорог транспортным средством, ни его остаточную стоимость. Таким
образом, налоговая база по транспортному налогу не имеет экономических
оснований.
Ставки налога экономически необоснованны и имеют дискриминационный характер для разных
социальных групп автовладельцев. Дискриминация владельцев более мощных
автомобилей имеет и негативные социальные последствия. В частности,
транспортный налог ограничивает право граждан на безопасность, так как повышает
стоимость владения более мощными автомобилями, имеющими более эффективные
системы безопасности. Он также препятствует появлению в России современных
двигателей с повышенной мощностью, противодействуя техническому прогрессу, энергоэффективности, модернизации автомобильной
промышленности.
Возможно ли в связи с этим принять меры по отмене транспортного налога?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 2010 г. N 03-05-06-04/437
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 14 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является
региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу
региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.
При этом в соответствии с бюджетным
законодательством субъектов Российской Федерации суммы, поступающие от уплаты
транспортного налога, могут быть направлены как на содержание автомобильных
дорог, так и на другие цели.
Согласно ст. 358 Кодекса объектом
налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы,
мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и
механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы,
яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы,
несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные
средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Таким образом, объектом налогообложения
по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, но
также водные и воздушные транспортные средства, которые не эксплуатируют
дорожные покрытия.
Что касается железнодорожного транспорта,
то он в отличие от автомобильного, водного или воздушного транспорта не
подлежит государственной регистрации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Установленный в гл. 28 "Транспортный
налог" Кодекса в качестве налоговой базы показатель мощности двигателя
транспортного средства непосредственно влияет на цену приобретаемого транспортного
средства и расходы на его содержание и в отличие, например, от показателя массы
транспортного средства наиболее эффективно отражает фактическую способность
налогоплательщика к уплате налога.
В связи с этим
полагаем, что установленная в настоящее время налоговая база по транспортному
налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует
единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным
средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам
налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (ст.
ст. 1 и 3 Кодекса).
Кроме того, обращаем внимание на то, что
вопрос о соответствии гл. 28 Кодекса Конституции Российской Федерации
неоднократно рассматривался в Конституционном Суде Российской Федерации
(Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010 N
600-О-О, от 17.12.2009 N 1613-О-О, от 01.12.2009 N 1552-О-О, от 23.06.2009 N
835-О-О). При этом каких-либо противоречий положений гл. 28 Кодекса Конституции
Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации не выявлено.
Одновременно
сообщаем, что Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ "О внесении
изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации" внесены изменения в гл. 28 "Транспортный налог"
Кодекса, в соответствии с которыми базовые ставки транспортного налога снижены
в два раза по отдельным видам транспортных средств, а также предоставлено право
законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской
Федерации устанавливать пониженные ставки
транспортного налога в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до
150 л. с. включительно.
Указанный Федеральный закон вступает в
силу с 1 января 2011 г.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.11.2010