Вопрос: Одним из
основных видов деятельности организации является разработка программного
обеспечения и последующее предоставление на регулярной основе неисключительных
прав его использования различным организациям по долгосрочным договорам (от
трех до десяти лет) на передачу неисключительных прав с условием
единовременного платежа и выставлением акта на весь срок использования
программного обеспечения.
В соответствии с учетной политикой
организация учитывает доходы по методу начисления и квалифицирует получаемые по
таким договорам доходы как доходы от реализации согласно п. 1 ст. 249 НК РФ.
Учитывая то, что
договоры предоставления неисключительных прав являются долгосрочными, вправе ли
организация на основании п. 2 ст. 271 НК РФ равномерно распределить полученный доход
от реализации неисключительных прав в течение срока действия лицензионного
договора и в соответствующей доле учитывать его в целях налога на прибыль на
последний день отчетного (налогового) периода?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/745
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
учета в целях налогообложения прибыли единовременно полученных доходов от
передачи на срок от трех до десяти лет неисключительных прав на
использование программы для ЭВМ и сообщает следующее.
Сумма
вознаграждения по лицензионному договору, по которому передаются
неисключительные права на использование программы для ЭВМ, в целях
налогообложения прибыли учитывается либо в составе внереализационных доходов
(п. 5 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)), либо
как доходы от реализации в том случае, если предоставление в пользование
неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности является для
налогоплательщика одним из видов деятельности (п. 1 ст. 249 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 271 Кодекса в
целях гл. 25 Кодекса при методе начисления доходы признаются в том отчетном
(налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления
денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Пунктом 3 ст. 271
Кодекса установлено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено
гл. 25 Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации товаров
(работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39
Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного
имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
Для внереализационных доходов в виде
лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами
интеллектуальной собственности датой получения дохода признается дата
осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или
предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения
расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 4 ст. 271 Кодекса).
Исходя из положений ст. ст. 271 и 272
Кодекса распределение доходов с учетом принципа равномерности признания доходов
и расходов предусмотрено Кодексом в следующих случаях:
- по доходам, относящимся к нескольким
отчетным (налоговым) периодам;
- если связь между доходами и расходами
не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
- по производствам с длительным (более
одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями
заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг).
Каждое из указанных обстоятельств
является самостоятельным основанием для распределения налогоплательщиком в налоговом
учете доходов с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
При этом, как это предусмотрено ст. 318
Кодекса, принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от
реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для
целей налогообложения.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
со ст. 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные
разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по
вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для
налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров,
учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей
хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных
операций к обязанностям Минфина России не относятся.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.11.2010