Вопрос: В соответствии с п. 8 ст. 272 НК РФ по договорам займа и иным
аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги),
срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл.
25 НК РФ расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих
расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.
При этом согласно
п. 1 ст. 328 НК РФ в аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно
отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с
условиями указанных договоров (а по ценным бумагам - в соответствии с условиями
эмиссии, по векселям - условиями выпуска или передачи (продажи)) процентов
отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом ст. 269 НК РФ. Сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым
обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по
каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового
обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов),
определяемую в соответствии с положениями ст. ст. 271 - 273 НК РФ.
Как организации следует в целях
исчисления налога на прибыль признавать проценты по договору займа,
предусматривающему обязанность заемщика уплатить проценты, начисленные за
каждый день пользования заемными средствами, единовременно при погашении займа?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/750
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке признания расходов в
виде процентов по долговым обязательствам и сообщает следующее.
В соответствии с пп.
2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к
внереализационным расходам относятся расходы в виде процентов по долговым
обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным
бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, с
учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.
Федеральным законом от 25.11.2009 N
281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации", вступившим в силу с 1 января 2010 г., внесены изменения в п. 8
ст. 272 Кодекса, устанавливающий порядок признания расходов по договорам займа.
В силу указанного пункта по договорам
займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая
ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный
период, в целях гл. 25 Кодекса расход признается осуществленным и включается в
состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного
периода.
На основании п. 1 ст. 328 Кодекса
налогоплательщик на основании аналитического учета внереализационных доходов и
расходов ведет расшифровку доходов (расходов) в виде процентов по ценным
бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и
(или) иным образом оформленным долговым обязательствам.
Сумма дохода (расхода) в виде процентов
по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из
установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия
такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов
(расходов), определяемую в соответствии с положениями ст. ст. 271 - 273
Кодекса.
Учитывая изложенное, считаем, что
проценты по договорам займа, срок действия которых приходится более чем на один
отчетный период, должны включаться в состав расходов при определении налоговой
базы по налогу на прибыль ежемесячно в течение всего периода пользования
заемными средствами независимо от наступления срока их фактической уплаты.
Одновременно
сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской
Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от
23.03.2005 N 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если
законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения
организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий)
законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике
применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по
оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.12.2010