Вопрос: О
полномочиях представительных органов муниципальных образований по установлению
льгот по налогу на имущество физических лиц, в том числе в отношении
пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным
законодательством РФ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 декабря 2010 г. N 03-05-04-01/54
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о полномочиях представительных
органов муниципальных образований по установлению льгот по налогу на имущество
физических лиц и сообщается следующее.
Правовое регулирование в сфере
налогообложения и сборов на местном уровне в силу Конституции Российской
Федерации (ч. 3 ст. 75) должно основываться на общих принципах налогообложения
и сборов в Российской Федерации, установленных Налоговым кодексом Российской
Федерации.
В силу п. 5 ст. 1 Налогового кодекса
Российской Федерации представительные органы муниципальных образований
принимают нормативные правовые акты о местных налогах и сборах в соответствии с
Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 12 Налогового кодекса
Российской Федерации определен перечень полномочий представительных органов
муниципальных образований (законодательных (представительных) органов
государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
по установлению местных налогов. Так, представительные органы муниципальных
образований (законодательные (представительные) органы государственной власти
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют в порядке и
пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговые
ставки, порядок и сроки уплаты местных налогов, а также могут устанавливать
налоговые льготы, основания и порядок их применения.
На основании п. 3 ст. 56 Налогового
кодекса Российской Федерации льготы по местным налогам устанавливаются и
отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации и (или) нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Статьей 4 Закона Российской Федерации от
09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее -
Закон N 2003-1) установлены налоговые льготы по налогу на имущество физических
лиц, действующие на всей территории Российской Федерации.
Так, на основании п. 2 ст. 4 Закона N
2003-1 налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами,
получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным
законодательством Российской Федерации.
При этом ограничения по применению
налоговых льгот в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам имущества и
(или) количества такого имущества Законом N 2003-1 не установлены.
Учитывая
изложенное, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном
пенсионным законодательством Российской Федерации, освобождаются от уплаты
налога на имущество физических лиц в отношении всех объектов, находящихся в их
собственности.
Вышеуказанные нормы законодательства
Российской Федерации о налоге на имущество физических лиц имеют прямое действие
на территории Российской Федерации и не могут быть изменены (отмены)
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законодательными (представительными) органами государственной
власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Одновременно
сообщается, что в настоящее время рассматривается вопрос о внесении изменений в
Закон N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц",
предусматривающих возможность применения налоговых льгот по налогу на имущество
физических лиц лишь в отношении одного объекта налогообложения соответствующего
вида по выбору налогоплательщика (например, в отношении одной квартиры, одного
гаража и т.п.).
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
03.12.2010