Вопрос: О налогообложении налогом на прибыль доходов украинского
индивидуального предпринимателя по договору об оказании услуг по разработке
и созданию информационной системы на основе интернет-технологий (разработке
сайта) для российской организации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 декабря 2010 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения
доходов украинского индивидуального предпринимателя по договору об оказании услуг
по разработке и созданию информационной системы на основе интернет-технологий
(разработке сайта) для российской организации и сообщает.
Согласно пп.
"д" п. 1 ст. 3 "Общие определения" Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и
предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 (далее - Соглашение)
выражение "предприятие Договаривающегося Государства" означает
предприятие, зарегистрированное в соответствии с законодательством этого
Государства. "Зарегистрированное" означает внесенное в реестр,
записанное, отмеченное с целью учета.
С учетом сложившейся практики применения
соглашений об избежании двойного налогообложения,
заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, термин
"предприятие", используемый в ст. 7 "Прибыль от
предпринимательской деятельности" Соглашения, используется для обозначения
субъекта хозяйствования независимо от того, в какой форме (с образованием или
без образования юридического лица) осуществляется предпринимательская
деятельность.
Таким образом, термин
"предприятие" для целей применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения распространяется и на
индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Следовательно, налогообложение доходов от осуществления предпринимательской
деятельности индивидуальных предпринимателей регулируется ст. 7 "Прибыль
от предпринимательской деятельности" Соглашения.
В соответствии с п. 1 ст. 7 "Прибыль
от предпринимательской деятельности" Соглашения прибыль предприятия
Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве,
если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в
другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное
представительство.
В случае если в
соответствии с договором об оказании услуг по разработке и созданию
информационной системы на основе интернет-технологий (разработке сайта)
украинский индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность, носящую
разовый характер, только на территории Украины, такая деятельность украинского
индивидуального предпринимателя не может приводить к образованию постоянного
представительства на территории Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст.
5 "Постоянное представительство" Соглашения. Следовательно, доходы от осуществления такой деятельности подлежат
налогообложению только на территории Украины.
В случае если
договором об оказании услуг по разработке и созданию информационной системы на
основе интернет-технологий (разработке сайта), заключенным между российской
организацией - заказчиком и украинским индивидуальным предпринимателем -
исполнителем, предусмотрено перечисление исполнителю платежей за передачу
исключительных и неисключительных прав на все авторские работы, выполненные
исполнителем, то такие платежи квалифицируются как роялти, и к данному виду
дохода украинского индивидуального предпринимателя применяются положения ст. 12 "Доходы от авторских прав и лицензий (роялти)" Соглашения.
Согласно п. 2 ст.
12 "Доходы от авторских прав и лицензий (роялти)" Соглашения доходы
украинского резидента в виде роялти могут облагаться налогом в Российской
Федерации и в соответствии с российским законодательством, но взимаемый налог
не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов при условии представления
согласно п. 1 ст. 312 Налогового кодекса Российской Федерации украинским
индивидуальным предпринимателем - получателем дохода документа, подтверждающего его постоянное местонахождение в Украине,
заверенного компетентным органом Украины.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
06.12.2010