Вопрос: Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных
актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О
страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
с 1 января 2010 г. признан утратившим силу п. 15 ст. 255 НК РФ,
устанавливавший порядок признания расходов на доплату до фактического заработка
в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ.
При этом согласно п. 25 ст. 255 НК РФ в
составе расходов налогоплательщика на оплату труда могут быть учтены расходы,
произведенные в пользу работников, если такие расходы предусмотрены трудовым
договором и (или) коллективным договором.
Положение организации о социальных
гарантиях, льготах и компенсациях, направленных на социальную поддержку и
защиту своих работников, содержит норму о проведении компенсационных доплат
работникам за период временной нетрудоспособности вследствие заболевания или
травмы сверх выплат из ФСС (до размера должностных окладов). Кроме того, в
трудовых договорах также содержатся условия, позволяющие организации
производить выплаты в случаях и на условиях, установленных локальными
нормативными актами.
Принимая во внимание то, что ст. 270 НК
РФ не содержит ограничений в отношении вышеуказанных расходов, организация при
реализации социальных программ полагает возможным учитывать при определении
налоговой базы по налогу на прибыль расходы на доплаты к пособию по временной
нетрудоспособности, осуществляемые в пользу работников согласно локальному
нормативному акту. Правомерна ли позиция организации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 декабря 2010 г. N 03-03-06/2/209
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета сумм доплат на
период временной утраты трудоспособности в пользу работников в целях
налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Статьей 24
Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых
взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 г. п. 15 ст. 255 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) признан утратившим силу.
Вместе с тем в соответствии с п. 25 ст.
255 Кодекса с учетом ст. 270 Кодекса в составе расходов на оплату труда в целях
налогообложения прибыли могут быть учтены виды расходов, произведенных в пользу
работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором,
которые отдельно не указаны в ст. 255 Кодекса.
Таким образом, по
нашему мнению, в случае если размер фактически выплачиваемого работодателем
пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и
(или) коллективному договору, превышает размеры выплат, установленные
Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном
страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством", налогоплательщик имеет право учесть сумму превышения над
максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих
налогооблагаемую прибыль, в соответствии с положениями п. 25 ст. 255 Кодекса,
если такие доплаты предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным
договором.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
08.12.2010