Вопрос:
Материнская организация приобретает у своих дочерних организаций работы и
услуги текущего и капитального характера, связанные с реконструкцией,
модернизацией основных средств.
Дочерние организации также финансируются
за счет бюджетных средств по установленным нормативам.
Материнская организация производит оплату
по заключенным с дочерними организациями договорам на выполнение работ
(оказание услуг) в части, превышающей указанные нормативы. В расходах для целей
налога на прибыль материнская организация учитывает фактически понесенные
затраты. При этом стоимость работ (услуг) включает расходы, финансируемые как
за счет средств субсидий, так и за счет средств материнской компании.
Суммы финансирования за счет бюджетных
средств, получаемых дочерними организациями в качестве возмещения понесенных
расходов, не включаются ни в доходы, ни в расходы материнской организации.
Материнская организация считает, что данные суммы нельзя квалифицировать
применительно к ней как безвозмездно полученные, так как финансирование
получают непосредственно дочерние организации. В противном случае материнская
организация должна отразить и расходы по суммам финансирования дочерних
организаций за счет бюджетных средств.
Например, стоимость
работ (услуг), выполненных (оказанных) дочерней организацией для материнской
организации, составляет 100 000 руб. В рамках договора с дочерней организацией
материнская организация оплачивает работы (услуги) в части, превышающей
установленные нормативы, к примеру 20 000 руб. В расходах для целей налога на
прибыль материнская организация учитывает фактически осуществленные затраты в
размере 20 000 руб. Сумма в размере 80 000 руб. финансируется за счет бюджетных средств, получаемых дочерней
организацией из фонда занятости, и не включается ни в доходы, ни в расходы
материнской организации. При этом в декларации по налогу на прибыль материнской
организации данная сумма не учитывается как безвозмездно полученная, так как
финансирование получает непосредственно дочерняя организация из фонда
занятости.
1. Каков порядок учета доходов и расходов
у дочерней организации в целях исчисления налога на прибыль в указанной
ситуации?
2. Каков порядок учета доходов и расходов
у материнской организации в целях исчисления налога на прибыль в указанной
ситуации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/761
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по отдельным вопросам формирования
налоговой базы по налогу на прибыль организаций при приобретении работ, услуг,
выполнение которых исполнителю частично финансируется из бюджета, и сообщает
следующее.
В письмах указано, что организация
приобретает у своих дочерних обществ работы и услуги текущего и капитального
характера, связанные с реконструкцией, модернизацией основных средств.
При этом организация-покупатель
оплачивает не всю стоимость приобретенных работ (услуг), определенную договором
сторон, а только часть, поскольку отдельные расходы дочерних обществ -
исполнителей данных работ частично финансируются за счет бюджетных средств.
1. Статьей 247 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что объектом налогообложения
по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная
налогоплательщиком, которая для российских организаций определена как
полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, учитываемых
в соответствии с гл. 25 Кодекса.
Согласно ст. 249
Кодекса доходы от реализации определяются исходя из всех поступлений, связанных
с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права,
выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В целях налогообложения прибыли
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса
расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в
случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень доходов, признаваемых в целях
налогообложения прибыли средствами целевого финансирования, не учитываемыми
организациями при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций,
установлен пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса и является
исчерпывающим.
Доходы организаций, не являющихся
бюджетными учреждениями или автономными учреждениями, в виде субсидий из
бюджета в данный перечень не включены и, следовательно, учитываются в целях
налогообложения прибыли в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 25
Кодекса.
Таким образом, организации, реализующие
работы (услуги), стоимость которых включает расходы, финансируемые как за счет
средств субсидий из бюджета, так и за счет средств организации, приобретающей
данные работы (услуги), учитывают в целях налогообложения прибыли доходы,
полученные в виде субсидий из бюджета, и доходы, полученные в оплату
реализованных работ (услуг) от организации-покупателя. В расходах в целях
налогообложения прибыли указанные организации учитывают затраты,
удовлетворяющие критериям признания расходов, установленным п. 1 ст. 252
Кодекса, вне зависимости от источника их покрытия.
2. В соответствии с п.
2 ст. 248 Кодекса для целей гл. 25 Кодекса имущество (работы, услуги) или
имущественные права считаются безвозмездно полученными, если получение этого
имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у
получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему
лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Согласно п. 8 ст. 250 Кодекса в целях
налогообложения прибыли учитываются доходы в виде безвозмездно полученного
имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев,
указанных в ст. 251 Кодекса.
Вместе с тем в рассматриваемом случае
приобретаемые у дочерних обществ работы (услуги) не могут быть квалифицированы
на основании ст. 248 Кодекса в качестве безвозмездно полученных, поскольку
оплата за них предусмотрена договором.
Что касается расходов, учитываемых в
целях налогообложения прибыли организацией-покупателем, то в качестве таковых
могут признаваться затраты, которые соответствуют установленным п. 1 ст. 252
Кодекса критериям.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный
характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах
и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
08.12.2010