Вопрос: У физлица
изымаются государственные номера на срок до 1 месяца (на временное хранение, в
случае просрочки они утилизируются) и выдаются те же государственные номера при
регистрации нового или другого транспортного средства. В ГИБДД
требуют квитанцию об уплате такой же государственной пошлины за
регистрацию транспортного средства с сохранением государственных номеров, как и
за регистрацию транспортного средства с выдачей новых государственных номеров.
В размер госпошлины включены все расходы, в том числе на изготовление
государственных номеров. В данном случае затраты на изготовление номеров
отсутствуют, а госпошлина одна и та же. По мнению физлица, установление
одинакового размера госпошлины нелогично, в связи с
чем необходимо внесение изменений в НК РФ. Правомерно ли требование об уплате
такой же госпошлины за регистрацию транспортного средства с сохранением
государственных номеров, как и за регистрацию транспортного средства с выдачей
новых номеров?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 декабря 2010 г. N 03-05-06-03/131
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты
государственной пошлины за повторную выдачу физическому лицу регистрационных
знаков на вновь приобретенные транспортные средства и сообщает, что ввиду
отсутствия необходимых документов дать однозначный ответ не представляется
возможным.
При этом сообщаем,
что государственная регистрация транспортных средств осуществляется в
соответствии с Правилами регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним
в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации и Административным регламентом Министерства
внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации
автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Правила регистрации
автотранспортных средств и Административный регламент по регистрации автомототранспортных средств), утвержденными
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001
"О порядке регистрации транспортных средств".
В соответствии с п.
23 Правил регистрации автотранспортных средств сотрудниками регистрационных
подразделений осуществляется контроль за представлением собственниками или
владельцами транспортных средств расчетных документов об уплате государственной
пошлины за выдачу и замену регистрационных документов, паспортов транспортных
средств, государственных регистрационных знаков транспортных средств и другой
специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств к участию в
дорожном движении, выдаваемой регистрационными подразделениями.
Согласно п. 40 Правил регистрации
автотранспортных средств на зарегистрированные транспортные средства выдаются:
свидетельство о регистрации транспортного
средства, соответствующее образцу, утвержденному в порядке, установленном
нормативными правовыми актами МВД России;
паспорт транспортного средства в порядке,
предусмотренном Правилами регистрации автотранспортных средств и
Административным регламентом по регистрации автомототранспортных средств;
регистрационные знаки, соответствующие
государственным стандартам Российской Федерации, в порядке, установленном
нормативными правовыми актами МВД России.
На автомобили и автобусы выдается по два,
а на мототранспортные средства и прицепы - по одному
регистрационному знаку.
Пунктом 42 Правил регистрации
автотранспортных средств установлено, что по заявлениям юридических и
физических лиц о сохранении регистрационных знаков при снятии с
регистрационного учета принадлежащих им транспортных средств осуществляется
выдача указанных знаков на вновь приобретенные ими или ранее зарегистрированные
транспортные средства. При этом максимальный срок хранения этих знаков в
регистрационном подразделении не должен превышать 30 суток, после чего они
утилизируются.
В соответствии со
ст. 333.16 гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина является сбором,
взимаемым с организаций и физических лиц при их обращении в государственные
органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным
лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской
Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и
нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически
значимых действий, предусмотренных данной главой, за исключением действий,
совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В целях гл. 25.3 "Государственная
пошлина" НК РФ выдача документов (их дубликатов) приравнивается к
юридически значимым действиям.
Размеры государственной пошлины за
государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных
регистрационных действий, связанных с данной регистрацией, установлены пп. 36 - 47 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Например, за
совершение в отношении автомобиля регистрационных действий, связанных: с
выдачей регистрационных знаков, в том числе взамен утраченных или пришедших в
негодность, уплачивается государственная пошлина в размере 1500 руб.; с выдачей
паспорта транспортного средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего
в негодность, - 500 руб.; с выдачей свидетельства о регистрации транспортного
средства, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, - 300 руб.
Таким образом, за выдачу
Госавтоинспекцией физическому лицу соответствующих регистрационных документов
на вновь приобретенное им транспортное средство должна уплачиваться
государственная пошлина в соответствии с размерами, установленными пп. 36 - 47 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N
03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
09.12.2010