Вопрос: Решением ВАС РФ от 25.11.2004 N 7448/04 абз.
7 и 9 Порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших
налогоплательщиков - российских организаций (утв. Приказом МНС России от
31.08.2001 N БГ-3-09/319) признаны не соответствующими п. 2 ст. 11 Налогового
кодекса Российской Федерации и недействующими в части, предписывающей
межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим
налогоплательщикам направлять крупнейшим налогоплательщикам Свидетельство о
постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего
налогоплательщика, и в части признания недействительным ранее выданного
Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на
территории Российской Федерации применительно к крупнейшим налогоплательщикам, состоящим
на учете в инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам не по месту
нахождения организации, а также в части, предписывающей межрегиональной
(межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам
направлять крупнейшим налогоплательщикам Уведомление о постановке на учет в
налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика применительно к
крупнейшим налогоплательщикам, состоящим на учете в инспекции МНС России по
крупнейшим налогоплательщикам по месту нахождения организации.
Вместе с тем
согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе в качестве
крупнейшего налогоплательщика, выданному в апреле 2004 г., ОАО поставлено на
учет в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам,
при этом предыдущее свидетельство, выданное Межрайонной инспекцией ФНС России
по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ в октябре 2002 г., было
аннулировано.
Таким образом, в настоящее время ОАО не
состоит на налоговом учете по месту нахождения организации.
Согласно полученному ОАО уведомлению МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам поручения об
истребовании документов (информации) в порядке ст. 93.1 НК РФ подлежат
направлению налоговым органам по месту нахождения организаций, у которых
необходимо истребовать документы.
Однако согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ
налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия
налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов
(информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица,
у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
Изменений в действующий в настоящее время
Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об
истребовании документов, утвержденный Приказом Федеральной налоговой службы от
25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, не вносилось.
В каком порядке осуществляется
истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента): через налоговый орган
по месту учета в налоговом органе либо через налоговый орган по месту
нахождения лица, у которого должны быть истребованы указанные документы
(информация)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 декабря 2010 г. N 03-02-07/1-585
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения ст. 93.1
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 93.1
Кодекса налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия
налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов
(информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика
сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого
должны быть истребованы указанные документы (информация). В течение пяти дней
со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу
требование о представлении документов (информации). К данному требованию
прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование
о представлении документов (информации) направляется с учетом положений,
предусмотренных п. 1 ст. 93 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 83 Кодекса в целях
проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в
налоговых органах по месту ее нахождения, месту нахождения ее обособленных
подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих организации
недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям,
предусмотренным Кодексом.
В соответствии с
Особенностями постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденными
Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н на основании п. 1 ст. 83 Кодекса,
постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется также в
межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим
налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за
соблюдением данным налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
При постановке на учет организации в
качестве крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной инспекции ФНС России
по крупнейшим налогоплательщикам не производится снятие этой организации с
учета в налоговом органе по месту ее нахождения и идентификационный номер
налогоплательщика, присвоенный в инспекции ФНС России по месту нахождения
организации, не изменяется.
Учитывая изложенное, полагаем, что
истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у контрагента или у
иного лица, располагающего такими документами (информацией), может
осуществляться через налоговый орган, в котором такой контрагент или иное лицо
- организация состоит на учете по месту нахождения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
09.12.2010