Вопрос: В
кредитную организацию, клиентом которой является ЗАО, поступил запрос
Межрайонной ИФНС России о предоставлении выписки по операциям на счете
организации за период с 01.01.2008 по 01.06.2010 в отношении ЗАО. В данном
запросе указано, что его направление связано с проведением камеральной
налоговой проверки ЗАО.
Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны
выдавать налоговым органам выписки по операциям на счетах организации в течение
трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о
наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки
по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке
могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий
налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей). Далее
данным пунктом установлено, что указанная в п. 2 ст. 86 НК РФ информация может
быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а
также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене
приостановления операций по счетам организации.
В своем Письме от 23.11.2009 N
03-02-07/1-159 Минфин России разъясняет, что самостоятельным основанием для
направления налоговым органом запроса о предоставлении выписки по операциям на
счетах организаций в банке может являться проведение мероприятий налогового
контроля у этих организаций. Однако в Письме от 15.09.2009 N
03-02-07/1-428 при разъяснении аналогичного вопроса Минфин России указал, что
данная информация, как и установлено абз. 3 п. 2 ст.
86 НК РФ, может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о
взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций
или об отмене приостановления операций по счетам организации.
Вместе с тем в отношении ЗАО на основании
Решения Межрайонной ИФНС России от 30.06.2009 была проведена выездная налоговая
проверка за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, по результатам которой составлен
акт от 02.02.2010 и вынесено решение от 12.03.2010 о привлечении налогоплательщика
к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Поскольку действия налогового органа
наносят ущерб деловой коммерческой репутации ЗАО как клиента банка, а также
затрагивают интересы кредитной организации и ЗАО в сфере соблюдения
действующего законодательства РФ о режиме охраны банковской и коммерческой
тайны, возникают следующие вопросы:
- вправе ли налоговый орган при
камеральной налоговой проверке повторно истребовать информацию по периодам, в
отношении которых уже были проведены мероприятия налогового контроля (выездная
налоговая проверка);
- правомерно ли истребование выписки по операциям на счете организации-клиента в банке налоговым органом
при отсутствии вынесенного решения о взыскании налога или решения о
приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам
организации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 декабря 2010 г. N 03-02-07/1-593
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает, что в обращении не содержится достаточно
информации для ответа по существу поставленного вопроса.
Вместе с тем сообщается следующее.
В силу п. 3 ст. 30 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы действуют в пределах
своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Камеральная налоговая проверка проводится
в соответствии со ст. 88 Кодекса на основе налоговой декларации (уточненной
налоговой декларации, расчета) и документов, представленных налогоплательщиком,
а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у
налогового органа, в том числе полученных в ходе выездной налоговой проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится
уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со
дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (уточненной налоговой
декларации, расчета).
Должностное лицо налогового органа,
проводящее камеральную налоговую проверку, вправе истребовать в ходе этой
проверки у налогоплательщика документы и пояснения в соответствии со ст. ст. 88
и 93 Кодекса.
При проведении камеральной налоговой
проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика
дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 Кодекса
или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией
(расчетом) не предусмотрено Кодексом (п. 7 ст. 88 Кодекса).
В силу абз. 2
п. 2 ст. 86 Кодекса выписки по операциям на счетах организации могут быть
запрошены у банка налоговыми органами в случаях проведения мероприятий
налогового контроля у этой организации.
Например, выписки по операциям на счете
организации - клиента банка могут быть запрошены у банка налоговым органом,
проводящим камеральную налоговую проверку этой организации, и вне зависимости
от вынесения в отношении такой организации решения о взыскании налога, решения
о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам
организации.
Пунктом 5 ст. 93 Кодекса установлено
ограничение по повторному истребованию налоговым органом у проверяемого лица
документов, ранее представленных в налоговый орган при проведении камеральной
или выездной налоговой проверки этого проверяемого лица.
Кодексом не предусмотрено ограничение по направлению налоговым органом в банк при проведении камеральной
налоговой проверки налогоплательщика запроса о представлении выписки по
операциям на счетах этого налогоплательщика - клиента банка за период,
за который была проведена выездная налоговая проверка в отношении такого
налогоплательщика. Указанная информация могла быть не получена налоговым
органом в ходе выездной налоговой проверки, но она может быть необходима для
целей проведения камеральной налоговой проверки.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.12.2010