Вопрос:
Организация является региональным представителем российского производителя
наборов реагентов для проведения медицинских лабораторных исследований и
поставляет указанную продукцию в клинико-диагностические лаборатории.
В целях ознакомления потенциальных
покупателей с реализуемой продукцией и продвижения новых видов продукции
организация планирует бесплатно передавать образцы продукции клиентам, включая
тех, кто уже использует указанную продукцию.
Может ли организация учесть в составе расходов по налогу на прибыль затраты на приобретение
пробных образцов у производителя?
Подпадает ли под определение рекламы для
целей налога на прибыль безвозмездная передача образцов продукции медицинским
организациям, не являющимся покупателями указанной продукции?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/777
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу
учета в составе расходов по налогу на прибыль организаций затрат на
приобретение пробных образцов товара у производителя, бесплатно
передаваемых клиентам, и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов,
связанных с производством и (или) реализацией, включаются расходы на рекламу
производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг),
деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие
в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам
организации на рекламу в целях гл. 25 Кодекса относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через
средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по
радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную
рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на
участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин,
выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление
рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах,
выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания
и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично
потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
В соответствии со ст. 11 Кодекса
институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей
законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в
том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если
иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от
13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация,
распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых
средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение
внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему
и его продвижение на рынке.
Из письма следует, что образцы продукции
передаются определенному кругу лиц - потенциальным покупателям с целью
возможного впоследствии заключения договора поставки, поэтому затраты на
производство образцов продукции не относятся к рекламным расходам.
Таким образом, в соответствии с п. 16 ст.
270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются
расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг,
имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.12.2010