Вопрос: Немецкая
компания является субподрядчиком по монтажу и вводу в эксплуатацию оборудования
на территории РФ.
Согласно условиям договора иностранная
организация зарегистрировала на территории РФ филиал. Согласно договору все
права и обязанности, исходящие из договора, переходят к филиалу.
В связи с невозможностью регистрации
юридического адреса филиала по месту проведения монтажных работ филиал был
зарегистрирован в непосредственной близости от стройплощадки.
В соответствии с договором все
оборудование должно быть смонтировано с учетом необходимых для получения
разрешений требований и полностью готово к эксплуатации.
Для выполнения договора по монтажу
оборудования филиалом был заключен договор подряда с российской организацией.
Для контроля за
монтажом ценного оборудования филиал приглашает иностранных работников из
головной иностранной организации в количестве 5 человек с получением
многократных обыкновенных рабочих виз.
Подпадает ли деятельность филиала для
целей налогообложения налогом на прибыль под определение строительной площадки?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 2010 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о применении норм Соглашения
между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение) в отношении определения
"постоянного представительства" и сообщает следующее.
Определение понятия "постоянное
представительство иностранной организации" для целей гл. 25 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и критерии, на основании которых
деятельность иностранной организации считается приводящей к образованию
постоянного представительства, приведены в ст. 306 Кодекса.
При решении вопроса о том, приводит ли
деятельность на территории Российской Федерации иностранной организации к
образованию постоянного представительства, следует руководствоваться
положениями соответствующего международного соглашения об избежании
двойного налогообложения на основании ст. 7 Кодекса и положениями российского
законодательства о налогах и сборах.
В рассматриваемом случае необходимо
руководствоваться п. 1 ст. 5 Соглашения, согласно которому термин
"постоянное представительство" означает постоянное место
предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется
полностью или частично.
Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 5
Соглашения строительная площадка или монтажный объект являются постоянным
представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности
превышает 12 месяцев. Критерии, на основании которых деятельность иностранной
организации может считаться приводящей к образованию строительной площадки,
приведены в ст. 308 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 3 Соглашения предусмотрено,
что любой не определенный в Соглашении термин имеет то значение, которое он
имеет по законодательству того Договаривающегося Государства, в котором
применяется Соглашение.
Под строительной площадкой иностранной
организации на территории Российской Федерации согласно п. 1 ст. 308 Кодекса
понимается:
1) место строительства новых, а также
реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта
существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских
судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);
2) место строительства и (или) монтажа,
ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения
сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и
оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на
фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих
сооружений.
Таким образом, оказание сотрудниками
немецкой компании на территории Российской Федерации услуг по контролю за монтажом оборудования не соответствует
определению строительной площадки, строительного и монтажного объекта.
Следовательно, на такие услуги действие п. 3 ст. 5 Соглашения не
распространяется.
Учитывая изложенное,
на деятельность компании на территории Российской Федерации распространяются
положения ст. 306 Кодекса с момента осуществления деятельности на территории
Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации в компетенцию Минфина
России не входит проведение экспертизы договоров и иных документов организации.
Кроме того, направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер и
не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
17.12.2010