Вопрос: В соответствии с п. 2.3 Приказа ФНС России от 21.11.2006 N
САЭ-3-19/798@ "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению
отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и
сборов" заинтересованное лицо, претендующее на предоставление отсрочки или
рассрочки по уплате федеральных налогов и сборов по основаниям, указанным в пп. 3 - 5 п. 2 ст. 64 НК РФ, а также заинтересованное
лицо, претендующее на предоставление инвестиционного налогового кредита по
налогу на прибыль организаций по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 67 НК РФ,
представляет поручительство, предусмотренное ст. 74 НК РФ, либо залог,
предусмотренный ст. 73 НК РФ.
Вместе с тем в Письме Минфина России от
06.10.2010 N 03-02-07/1-448 указано, что НК РФ не предусматривает обязательного
использования обеспечительных мер в виде залога или поручительства в случаях
изменения срока уплаты налога или сбора.
Является ли предоставление залога или
поручительства обязательным условием для получения рассрочки (отсрочки) по основаниям,
указанным в пп. 3 - 5 п. 2 ст. 64 НК РФ?
Вправе ли уполномоченный орган отказать в
предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате налогов в случае непредставления
залога или поручительства?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 2010 г. N 03-02-07/1-597
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 29.10.2010 по вопросу о
применении обеспечительных мер в виде залога или поручительства в соответствии
со ст. ст. 61 и 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и
сообщает следующее.
Порядок и условия предоставления отсрочки
(рассрочки) по уплате налогов установлены гл. 9 Кодекса.
Статьей 63 Кодекса определены органы,
уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов.
В соответствии с п. 5 ст. 61 Кодекса
изменение срока уплаты налога и сбора может быть по решению органов, указанных
в ст. 63 Кодекса, обеспечено залогом имущества в соответствии со ст. 73 Кодекса
либо поручительством в соответствии со ст. 74 Кодекса, если иное не
предусмотрено гл. 9 Кодекса.
Таким образом, Кодекс предусматривает
использование обеспечительных мер в виде залога или поручительства в случаях
изменения срока уплаты налога или сбора по решению уполномоченных органов.
Вместе с тем п. 8 ст. 61 Кодекса
предусмотрено, что изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа
налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и
сборов.
В соответствии с п.
11 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@
(зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2010 N 18836), заинтересованное лицо,
претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов,
пени и штрафа по основаниям, указанным в п. 2 ст. 64 Кодекса, представляет
поручительство в соответствии со ст. 74 Кодекса либо залог в соответствии со ст. 73 Кодекса.
Следовательно, для рассмотрения ФНС
России или ее территориальным органом в пределах их компетенции вопроса о
предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов применение
обеспечительных мер обязательно.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.12.2010