Вопрос: При
преобразовании МУП в ОАО сети уличного освещения получены ОАО в качестве вклада
в уставный капитал и находятся на балансе (в собственности) организации. В
соответствии с уставом основной деятельностью ОАО является оказание услуг по
передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого
хозяйства, осуществление эксплуатации производственных и имущественных объектов
(линий электропередачи и иных объектов).
В 2009 и 2010 гг. ОАО заключены договоры
с администрацией муниципального образования о предоставлении субсидий на
возмещение затрат по содержанию, обслуживанию, капитальному и текущему ремонту
объектов уличного освещения.
В п. 2 ст. 251 НК РФ для признания
поступлений из бюджета целевыми необходимо одновременное выполнение условий,
одно из которых - средства должны быть получены напрямую из бюджета.
В ст. 6 БК РФ поименованы получатели
бюджетных средств (получатели средств соответствующего бюджета). Коммерческие
организации в данном перечне не поименованы, соответственно, они не могут являться
получателями средств из бюджета. По своему назначению субсидии, выделяемые юрлицам - производителям товаров, работ, услуг, направлены
на компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью
организации.
Будут ли средства, полученные ОАО при
выполнении данных договоров, являться доходом в целях исчисления налога на
прибыль и объектом налогообложения по НДС?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/792
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрен запрос в отношении учета в целях налогообложения прибыли
субсидий, предоставленных в 2009 и 2010 гг. акционерному обществу в целях
возмещения затрат по содержанию, обслуживанию, капитальному и текущему ремонту
объектов уличного освещения, находящихся на балансе акционерного общества, и
сообщается следующее.
Предоставление
субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным
(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
- производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам
предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения
затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией)
товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При определении объекта налогообложения
по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от
реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав,
определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.
250 НК РФ.
Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ
внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в
виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав,
за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
В ст. 251 НК РФ определены доходы, не
учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Перечень таких
доходов является исчерпывающим.
Субсидии, полученные коммерческими
организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией)
товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в
связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном
порядке.
Таким образом, субсидии, полученные
коммерческими организациями в целях возмещения затрат по содержанию,
обслуживанию, капитальному и текущему ремонту объектов уличного освещения,
находящихся на балансе акционерного общества, подлежат учету для целей
налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом в силу
того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии,
учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на
прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному
налогообложению получаемых субсидий.
В отношении порядка учета в целях
налогообложения прибыли организаций субсидий, полученных на указанные цели в
2009 г., сообщаем следующее.
В соответствии с п.
2 ст. 251 НК РФ в редакции, действовавшей до 2010 г., при определении налоговой
базы по налогу на прибыль организаций не учитывались целевые поступления из
бюджета (согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 25.11.2009 N
281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" в п. 2 указанной статьи, вступившим в силу с 01.01.2010, из состава необлагаемых
целевых поступлений исключены целевые поступления из бюджета).
Указанная норма распространялась на
организационно-правовые формы юридических лиц, имеющих право напрямую получать
средства из бюджета.
Перечень таких юридических лиц поименован
в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Коммерческие
организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могли
являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в НК РФ и БК
РФ.
Таким образом, порядок учета в целях
налогообложения прибыли организаций субсидий, полученных акционерным обществом
в 2009 г. в целях возмещения затрат по содержанию, обслуживанию, капитальному и
текущему ремонту объектов уличного освещения, находящихся на балансе
акционерного общества, был аналогичен порядку учета данных субсидий, полученных
обществом в 2010 г.
Разъяснение о порядке налогообложения
налогом на добавленную стоимость услуг по содержанию, обслуживанию,
капитальному и текущему ремонту объектов уличного освещения, оказываемых в
рамках договора с администрацией муниципального образования, направлено Письмом
от 29.11.2010 N 03-07-11/453.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В
соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
21.12.2010