Вопрос: В июле
2010 г. через СМИ была распространена информация о том, что транспортный налог
будет отменен и включен в стоимость топлива. Когда будет отменен или снижен
транспортный налог для физлиц?
В соответствии с Федеральным законом от
25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств" размер страховых выплат
при ДТП рассчитывается исходя из уровня износа автомобиля.
Физлицо владеет редкими автомобилями
ограниченных серий "ГАЗ-2424" и "ГАЗ-2410", выпущенными
более 25 лет назад. Автомобили были полностью восстановлены. Но при наступлении
страхового случая (ДТП) выплаты по ОСАГО будут очень малы, так как по расчетам
страховщиков уровень износа автомобиля очень высок.
В каком размере должны возмещаться убытки
в случае повреждения автомобиля в ДТП?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 декабря 2010 г. N 03-05-06-04/499
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Федеральным законом
от 27.11.2010 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в гл. 28
"Транспортный налог" Кодекса, в соответствии с которыми базовые
ставки транспортного налога снижены в два раза по отдельным видам транспортных
средств, а также предоставлено право законодательным (представительным) органам
власти субъектов Российской Федерации устанавливать пониженные ставки транспортного налога в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150
л. с. включительно.
Указанный Федеральный закон вступает в
силу с 1 января 2011 г.
Согласно ст. 12 Федерального закона от
25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) размер
подлежащих возмещению убытков при повреждении имущества потерпевшего
определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в
состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. К
указанным расходам относятся расходы на материалы и запасные части, необходимые
для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким
ремонтом. Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом
износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене
при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы
и агрегаты) не может начисляться износ свыше 80 процентов их стоимости.
Таким образом, в соответствии с Законом
об ОСАГО износ начисляется на запасные части, не подлежащие восстановлению в
результате дорожно-транспортного происшествия и требующие замены при восстановительном
ремонте транспортного средства, и не может превышать 80 процентов их стоимости.
Кроме того, в
соответствии с п. 16 Правил установления размера расходов на материалы и
запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 N 361, для
комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), при неисправности которых в
соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного
движения запрещается движение транспортных средств, а подтверждение
соответствия должно осуществляться в форме
обязательной сертификации, а также для подушек безопасности и ремней
безопасности транспортных средств принимается нулевое
значение износа. Номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и
агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа,
устанавливается Минтрансом России.
Объектом обязательного страхования в
соответствии с п. 1 ст. 6 Закона об ОСАГО являются имущественные интересы,
связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства
по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или
имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории
Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса
Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного
возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено
возмещения убытков в меньшем размере. При этом под убытками
принимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно
будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение
его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо
получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не
было нарушено (упущенная выгода).
Необходимость учета износа комплектующих
изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном
ремонте транспортного средства, полностью соответствует требованиям ст. 15
Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку позволяет потерпевшему
восстановить свое нарушенное право в полном объеме, исключая неосновательное
обогащение с его стороны. Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда
Российской Федерации, изложенной в Решении от 25.11.2003 N ГКПИ03-1266.
Кроме того, следует отметить, что на
основании п. 1 ст. 16 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств вправе заключать договоры обязательного страхования с
учетом ограниченного использования транспортных средств (управление
транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или)
сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в
календарном году).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.12.2010