Вопрос: Об
определении доходов (расходов) для целей исчисления налога на прибыль в случае
заключения поставочного своп-контракта.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2010 г. N 03-03-06/2/218
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке
налогообложения прибыли организаций при заключении своп-контракта
и сообщает следующее.
Порядок определения налоговой базы по
операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлен ст. ст. 301 -
305 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 301 НК РФ
финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся
производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом от
22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных
финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные
контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным
органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с
Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
В соответствии с Положением о видах
производных финансовых инструментов, утвержденным Приказом ФСФР России от
04.03.2010 N 10-13/пз-н, своп-договором (контрактом) признается в том числе договор, предусматривающий:
обязанность одной стороны передать валюту
в собственность второй стороне и обязанность второй стороны принять и оплатить
валюту, а также обязанность второй стороны передать валюту в собственность
первой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора и
обязанность первой стороны принять и оплатить валюту; и
указание на то, что договор является
производным финансовым инструментом; и
обязанность стороны
или сторон договора периодически и (или) единовременно уплачивать денежные
суммы в зависимости от изменения цены (цен) и (или) значения (значений)
базисного (базового) актива и (или) наступления обстоятельства, являющегося
базисным (базовым) активом, и (или) от фиксированных в договоре цены (цен) и
(или) значения базисного (базового) актива. При этом определение обязанности каждой из сторон договора уплачивать
денежные суммы осуществляется в соответствии с условиями договора на основании
различных базисных (базовых) активов или различных значений базисного
(базового) актива (правил определения значений базисного (базового) актива).
Налоговый учет операций с финансовыми
инструментами срочных сделок осуществляется в соответствии с положениями ст.
326 НК РФ.
Статьей 326 НК РФ предусмотрено, что при
применении метода начисления налоговая база определяется налогоплательщиком на
дату исполнения срочной сделки с учетом положений гл. 25 НК РФ.
При этом, если по
условиям финансового инструмента срочной сделки или срочной сделки,
квалифицированной как сделка на поставку предмета сделки с отсрочкой
исполнения, предусмотрено проведение промежуточных расчетов (за исключением
авансов), в том числе при изменении стоимостной оценки требований
(обязательств) в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса
валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей
базисного актива, налогоплательщик определяет доходы (расходы) на каждую дату проведения таких расчетов в
соответствии с условиями указанной сделки.
Учитывая изложенное,
при заключении поставочного своп-контракта налогоплательщик определяет доходы
(расходы) по указанной сделке на дату ее исполнения, а также на дату проведения
промежуточных расчетов. При этом передачу валюты одной стороной в собственность
второй стороне сделки и оплату валюты второй стороной при исполнении своп-контракта (кассовую часть сделки), по нашему мнению,
следует рассматривать как промежуточный расчет по указанной сделке, на дату
которого в налоговом учете отражаются доходы (расходы) для целей налогообложения
прибыли.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и
налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
23.12.2010