Вопрос: ООО
является крупной торговой организацией, осуществляющей продажи кондитерской
продукции торговым предприятиям на всей территории РФ. Часть такой продукции к
моменту истечения срока годности оказывается нереализованной. В соответствии с
Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
продажа товаров по истечении установленного срока годности запрещена.
Истечение срока годности продукции
является объективным следствием ведения предпринимательской деятельности,
связанной с торговлей пищевыми продуктами.
Согласно положениям Федерального закона
от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии
с п. 2 ст. 3 данного Закона, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (ст.
ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ).
В соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 "Об утверждении Положения о
проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и
пищевых продуктов, их использовании или уничтожении" пищевая продукция с
истекшим сроком годности признается некачественной и опасной и подлежит
экспертизе с целью определения возможности ее дальнейшего использования.
В то же время в соответствии с позицией
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека продукция с истекшим сроком реализации не подлежит
санитарно-гигиенической экспертизе, так как заведомо является
недоброкачественной.
Продукция, подлежащая утилизации
(уничтожению), передается ООО специализированной организации, с которой
заключен соответствующий договор на проведение утилизации. Передача оформляется
документально в полном соответствии с требованиями законодательства РФ.
Могут ли расходы в виде стоимости
утилизируемых кондитерских изделий с истекшим сроком годности и расходы на их
утилизацию (уничтожение) быть учтены для целей исчисления налога на прибыль при
условии, что данные расходы произведены в рамках предпринимательской
деятельности и подтверждены документально?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/805
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на
утилизацию продукции с истекшим сроком годности и сообщает следующее.
На основании п. 1
ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона Российской
Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее
- Закон N 2300-1) на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан
устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается
непригодным для использования по назначению. В силу п. 5 ст. 5 Закона N 2300-1
продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.
Постановлением Госкомсанэпиднадзора
России от 25.09.1996 N 20 для предприятий пищевой и перерабатывающей
промышленности утверждены Санитарные правила и нормы производства хлеба,
хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее - Санитарные
правила).
Согласно п. 3.1.1
Санитарных правил установленные в них правила и нормы определяют гигиенические
требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов,
участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с
кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации,
качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
На основании п. 3.11.8 Санитарных правил
хлеб и хлебобулочные изделия по истечении сроков продажи подлежат изъятию из
торгового зала и возвращаются поставщику как черствые.
Также в соответствии с положениями
Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности
пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные
пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 указанного
Закона, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N
29-ФЗ).
В п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ указано, что
не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в
частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов,
материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является
обязательным) или сроки годности которых истекли.
Таким образом, существующее нормативное
правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской
продукции обязывает поставщиков (производителей) утилизировать хлеб, хлебобулочные
и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или
уничтожения.
Учитывая
изложенное, считаем, что расходы в виде стоимости кондитерских изделий с
истекшим сроком годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции,
могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные
расходы произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально
подтверждены надлежащим образом.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
24.12.2010