Вопрос: Об
отсутствии оснований для отмены в отношении аптечных учреждений ограничения,
установленного пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ для
перехода на уплату ЕНВД, а также для снижения страховых взносов; об отсутствии
оснований для освобождения от налогообложения НДС медикаментов, реализуемых
организациями розничной торговли; о компетенции законодательных
(представительных) органов субъектов РФ по установлению льгот по налогу на
имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе
для организаций, осуществляющих розничную торговлю фармацевтическими
медицинскими товарами.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 декабря 2010 г. N 03-11-06/3/171
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности не переводятся организации и индивидуальные
предприниматели, среднесписочная численность работников которых за
предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики,
превышает 100 человек.
Данное положение действует с 1 января
2009 г., но не распространяется на аптечные учреждения.
Аптечные учреждения до 1 января 2011 г.
применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности независимо от среднесписочной численности работников
(Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть
первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации").
В отношении
аптечных учреждений названным Федеральным законом отсрочка применения
ограничения по среднесписочной численности работников в целях перехода на
единый налог на вмененный доход для
отдельных видов деятельности была предоставлена на 2 года. Также следует
принимать во внимание Основные направления налоговой политики на 2011 год и на
плановый период 2012 и 2013 годов, предусматривающие сокращение сферы
применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности.
Одновременно сообщаем, что единый налог
на вмененный доход предназначен для сфер деятельности, в которых затруднен
налоговый контроль. Использование данного режима налогообложения для целей
"снижения налоговой нагрузки" крупными налогоплательщиками
противоречит предназначению данного специального налогового режима.
Учитывая изложенное, предложение о
нераспространении с 1 января 2011 г. на аптечные учреждения ограничения,
установленного для перехода на уплату единого налога на вмененный доход пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 Кодекса, не поддерживается.
В отношении предложения о снижении с 1
января 2011 г. страховых взносов для аптечных учреждений сообщаем следующее.
Указанное предложение направлено на
расширение круга плательщиков страховых взносов, которым предоставлено право на
применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды с компенсацией выпадающих доходов фондов из федерального бюджета.
Вместе с тем вновь возникающие расходные
обязательства Российской Федерации не могут быть обеспечены бюджетными
ассигнованиями, поскольку Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О
федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов"
дополнительные бюджетные ассигнования на указанные цели в 2011 - 2013 гг. не
предусмотрены.
При этом следует отметить, что в связи с
переходом с 1 января 2010 г. на страховые принципы формирования и расходования
бюджетов государственных внебюджетных фондов: Пенсионного
фонда Российской Федерации - на обязательное пенсионное обеспечение, Фонда
социального страхования Российской Федерации - на обязательное социальное
страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных
фондов - на обязательное медицинское страхование размеры трудовой пенсии,
пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за
ребенком напрямую зависят от полноты и своевременности уплаты, а также
размера уплаченных страховых взносов.
Таким образом, названное предложение
противоречит концепции законодательства Российской Федерации о социальном
обеспечении и поэтому не может быть поддержано.
Согласно пп. 4
п. 2 ст. 164 Кодекса при реализации лекарственных средств, включая
лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических
исследований, лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного
изготовления, отечественного и зарубежного производства налогообложение налогом
на добавленную стоимость производится по пониженной ставке в размере 10
процентов.
Предложение об освобождении от
налогообложения налогом на добавленную стоимость медикаментов, реализуемых
организациями розничной торговли, создаст прецедент для постановки аналогичных
вопросов другими организациями и может привести к потерям федерального бюджета.
В связи с этим данное предложение не поддерживается.
По вопросу освобождения от уплаты налога
на имущество организаций налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю
фармацевтическими и медицинскими товарами, сообщаем следующее.
В соответствии со ст. 372 Кодекса налог
на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов
Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами
субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к
уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 14 Кодекса налог на
имущество организаций относится к региональным налогам и зачисляется в бюджеты
субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 372 Кодекса предусмотрено,
что, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл.
30 "Налог на имущество организаций" Кодекса, порядок и сроки уплаты
налога, а также могут предусматривать налоговые льготы и основания для их
применения налогоплательщиками.
Таким образом, вопрос установления льгот
по налогу на имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков,
в том числе для организаций, осуществляющих розничную торговлю
фармацевтическими медицинскими товарами, находится в компетенции
законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
24.12.2010