Вопрос: Объектом
налогообложения по акцизам является передача в структуре организации
произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (пп. 8 п. 1
ст. 182 НК РФ).
Согласно технологии производства
автомобильного бензина бензиновые фракции, полученные в результате переработки
нефти, передаются в ходе непрерывного технологического процесса в качестве
сырья для производства стабильного катализата -
полуфабриката автомобильного бензина. При этом наряду со стабильным
катализатом выделяются углеводородный газ, топливный
газ и другие газы.
Является ли получение попутных продуктов
в рамках единого технологического процесса нефтепереработки производством неподакцизных товаров и, соответственно, обязан ли
налогоплательщик в рассматриваемом случае на основании пп.
8 п. 1 ст. 182 НК РФ исчислять акциз на бензиновые фракции?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2010 г. N 03-07-06/224
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики в связи с обращением по вопросу налогообложения
акцизами нефтепродуктов, произведенных в структуре одной организации, сообщает.
Как следует из обращения, согласно
технологии производства автомобильного бензина бензиновые фракции, полученные в
результате переработки нефти, передаются в ходе непрерывного технологического
процесса в качестве сырья для производства стабильного катализата
- полуфабриката автомобильного бензина. При этом наряду со стабильным
катализатом выделяются углеводородный газ, топливный
газ и другие газы.
По вопросу применения акцизов необходимо
учитывать следующее.
Согласно ст. 181 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) к подакцизным товарам относятся
автомобильный бензин, дизельное топливо, моторное масло для карбюраторных,
дизельных и инжекторных двигателей, а также
прямогонный бензин. При этом в целях исчисления акцизов под прямогонным
бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки
нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих
сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением
бензина автомобильного и продукции нефтехимии.
Для целей указанной статьи Кодекса
бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале
температур от 30 до 215 град. С при
атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.
Таким образом, в целях исчисления акцизов
прямогонным бензином может быть признана только такая бензиновая фракция,
которая полностью соответствует вышеуказанным характеристикам.
В соответствии с пп.
8 п. 1 ст. 182 Кодекса объектом налогообложения акцизами признается передача в
структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего
производства неподакцизных товаров, за исключением
передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства
продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о
регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином.
По нашему мнению, попутные продукты,
получаемые в рамках единого технологического процесса нефтепереработки, не
являются произведенными неподакцизными товарами на
основании следующего.
Согласно Инструкции по планированию,
учету и калькулированию себестоимости продукции на
нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, утвержденной Приказом
Минэнерго России от 17.11.1998 N 371, (далее - Инструкция), если в одном
технологическом процессе производства одновременно получается несколько
продуктов и один или несколько продуктов относятся к
основным (целевым), остальные продукты рассматриваются как попутные.
Как предусмотрено техническими
регламентами нефтепереработки, попутные продукты не вовлекаются в процесс
производства автомобильного бензина, а сжигаются в топливной сети либо используются
в иных целях организациями-производителями или собственниками давальческого
сырья. В случае направления попутных продуктов на другой технологический
процесс или установку для последующей переработки они отражаются в учете как
полуфабрикаты собственного производства.
Соответственно, на основании ст. 38
Кодекса в данном случае попутные продукты товарами не признаются.
Необходимо также отметить, что передача в
структуре организации произведенных товаров должна быть оформлена
подтверждающими документами, предусмотренными законодательством, в том числе
товарно-транспортными накладными или товарными накладными, накладными на
внутреннее перемещение, актами приема-передачи между структурными
подразделениями налогоплательщика, актом списания сырья и материалов в
производство и другими документами.
Согласно Инструкции при производстве
нефтепродуктов в рамках единого технологического цикла такие документы не
оформляются, поскольку сырье перемещается по совокупности систем и резервуаров
до пункта налива продуктов переработки в транспортные средства.
Учитывая изложенное,
в вышеуказанном случае применять нормы пп. 8 п. 1 ст.
182 Кодекса не следует.
Одновременно отмечаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
28.12.2010