Вопрос:
Индивидуальный предприниматель - плательщик ЕНВД, осуществляющий розничную
торговлю товарами, арендует помещение в здании специализированного торгового
комплекса. При этом сторонами договора аренды согласована
план-схема арендованного помещения (как приложение к договору аренды), однако:
- физические границы помещения определены
временными перегородками, не указанными в техническом (кадастровом) паспорте
объекта недвижимости;
- подсобные (административно-бытовые)
помещения в составе арендуемой площади также отделены временными
(некапитальными) перегородками, но в соответствии с планом-схемой (приложение к
договору аренды).
Являются ли конструктивно обособленными
от торгового зала подсобные, административно-бытовые помещения, а также
помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже в случае, если
помещения разделены (отделены от торговой площади торгового зала) не
капитальными, а временными перегородками, не указанными в техническом
(кадастровом) паспорте объекта недвижимости? Следует ли в целях ЕНВД включать
данные помещения в общую площадь торгового зала?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2010 г. N 03-11-11/333
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о
порядке исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности в отношении предпринимательской деятельности в сфере
розничной торговли, осуществляемой через арендованное помещение, имеющее
торговый зал, и на основании информации, изложенной в письме, сообщает
следующее.
В соответствии со ст. 346.26 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход применяется в отношении, в частности,
предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой
через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по
каждому объекту организации торговли.
При этом согласно ст. 346.27 Кодекса
магазины и павильоны относятся к объектам стационарной торговой сети, имеющим
торговые залы.
Исходя из ст. 346.29 Кодекса при
исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении
предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой
через магазины и павильоны, должен использоваться физический показатель базовой
доходности "площадь торгового зала (в квадратных метрах)".
Статьей 346.27 Кодекса установлено, что
под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой
площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации
товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь
контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего
персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала
относится также арендуемая часть площади торгового зала.
Площадь торгового зала определяется на
основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
К
инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся
у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект
стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении,
конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также
информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор
купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение,
планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или
его части (частей), разрешение на
право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Исходя из ст. 606 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется
предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование
или во временное пользование.
При этом согласно ст. 607 ГК РФ
установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие
определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве
объекта аренды.
Обращаем внимание, что при отсутствии
указанных данных в договоре аренды условие об объекте, подлежащем передаче в
аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не
считается заключенным.
Таким образом, при исчислении единого
налога на вмененный доход и определении площади торгового зала следует руководствоваться
инвентаризационными и (или) правоустанавливающими документами, в данном случае
договором аренды, в котором должна быть четко указана площадь торгового зала
помещения, передаваемого в аренду индивидуальному предпринимателю.
Одновременно следует отметить, что
согласно определению понятия "площадь торгового зала" (ст. 346.27
Кодекса) площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также
помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не
производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Также сообщаем, что
согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее -
Положение), Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от
23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), а также Административному регламенту по
исполнению государственной функции, утвержденному Приказом Минфина России от
10.06.2010 N 57н "Об утверждении Административного регламента Министерства
финансов Российской Федерации по исполнению государственной функции "Организация приема
граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных
обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в
установленный законодательством Российской Федерации срок" (далее -
Административный регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и
коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере
ведения Министерства.
В соответствии с Положением и
Регламентом, а также Административным регламентом в Минфине России, если
законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения
по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов
организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.12.2010