Вопрос:
Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность в виде розничной
торговли товарами и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД.
Для осуществления розничной торговли
предпринимателем арендуется помещение в здании специализированного торгового
комплекса. При этом сторонами договора аренды согласован
план-схема арендованного помещения (как приложение к договору аренды), однако
физические границы помещения определены временными перегородками, не указанными
в техническом (кадастровом) паспорте объекта недвижимости; арендованное
помещение (торговая площадь) не имеет конструктивно выделенных подсобных и
административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения
товаров и подготовки их к продаже.
Какой физический показатель для целей
исчисления ЕНВД ("площадь торгового зала" или "торговое
место") должен использовать предприниматель, арендующий такое помещение?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2010 г. N 03-11-11/332
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о
порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской
деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через арендованное в
торговом комплексе помещение, и на основании информации, изложенной в письме,
сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в
отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли,
осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более
150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также через объекты
стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов.
Согласно ст. 346.29
Кодекса при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской
деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты
стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, в качестве физического
показателя базовой доходности используются "площадь торгового зала (в
квадратных метрах)", а в отношении розничной торговли, осуществляемой
через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов,
используется физический показатель "торговое место" или "площадь торгового места".
Понятия объектов стационарной торговой
сети, имеющих торговые залы; объектов стационарной торговой сети, не имеющих
торговых залов; магазина; павильона, а также физических показателей базовой
доходности "площадь торгового зала" и "торговое место"
установлены ст. 346.27 Кодекса.
Кроме того, указанной статьей Кодекса
установлено, что площадью торгового зала признается часть магазина, павильона
(открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки,
демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей,
площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест
обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади
торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь
подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема,
хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится
обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Площадь торгового зала определяется на
основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
К
инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся
у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект
стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении,
конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также
информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор
купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение,
планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или
его части (частей), разрешение на
право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
В соответствии со
ст. 346.29 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через
объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, площадью не
более 5 кв. м, обязаны исчислять налог с использованием физического показателя
базовой доходности "торговое место", а при осуществлении розничной
торговли через данные объекты площадью свыше 5 кв. м - с использованием
физического показателя базовой доходности "площадь торгового места".
Также следует отметить, что исходя из ст.
606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору
аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во
временное владение и пользование или во временное пользование.
При этом ст. 607 ГК РФ установлено, что в
договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить
имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При
отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в
аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не
считается заключенным.
Таким образом, исчисление единого налога
на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере
розничной торговли, осуществляемой индивидуальным предпринимателем в
арендованном в торговом комплексе помещении, должно осуществляться исходя из
размера данного помещения и данных о помещении, указанных в заключенном
договоре аренды.
Также сообщаем, что
согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее -
Положение), Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от
23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), а также Административному регламенту по
исполнению государственной функции, утвержденному Приказом Минфина России от
10.06.2010 N 57н "Об утверждении Административного регламента Министерства
финансов Российской Федерации по исполнению государственной функции "Организация приема
граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных
обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в
установленный законодательством Российской Федерации срок" (далее -
Административный регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и
коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере
ведения Министерства.
В соответствии с Положением и
Регламентом, а также Административным регламентом в Минфине России, если
законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения
по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов
организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.12.2010