Вопрос: ОАО (порт)
является участником внешнеэкономической деятельности, субъектом естественных
монополий и оказывает услуги по перевалке и хранению товаров, перемещаемых
через границу РФ. В рамках договорных отношений по перевалке
экспортно-импортных грузов порт дополнительно оказывает услуги по неполному
транспортно-экспедиторскому обслуживанию грузов, а также услуги, связанные с затаркой, перетаркой груза. Территория порта (60 га)
является зоной таможенного контроля.
В связи с
вступлением в силу с 01.01.2011 Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ
правомерно ли применение налоговой ставки по НДС 0% в части услуг по неполному
транспортно-экспедиторскому обслуживанию (подготовка, доставка и оформление
документов, составление электронных отчетов и предоставление информации
клиенту, прием и транспортировка грузов к месту погрузки/выгрузки, оформление
грузов в таможенных органах), а также услуг по обслуживанию контейнеров, погрузо-разгрузочных работ, внутрипортового перемещения грузов и
услуг, связанных с их затаркой/вытаркой/перетаркой,
включая переформирование и увязку различных грузов:
а) оказываемых в рамках договора
перевалки экспортно-импортных грузов;
б) оказываемых в рамках договоров по затарке/вытарке/перетарке грузов?
Каков порядок налогообложения НДС (0%;
18%) услуг по хранению ввозимых товаров после выпуска их в свободное обращение
в соответствии с пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ? Какие
документы необходимы для подтверждения даты выпуска товара в свободное
обращение?
Правомерно ли применение портом налоговой
ставки по НДС 0% в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 164
НК РФ при перевалке и хранении иностранных товаров, помещенных под таможенную
процедуру таможенного транзита?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 декабря 2010 г. N 03-07-08/375
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога
на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых в порту российской
организацией, в связи с вступлением в силу с 1 января 2011 г. Федерального
закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации" и сообщает.
В соответствии с пп. 2.5 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) (в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ)
нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении работ
(услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением
организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке
и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в
товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения,
находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих
правомерность применения нулевой ставки по указанным работам (услугам),
установлен п. 3.5 ст. 165 Кодекса. Так, согласно данному пункту при ввозе
товаров морскими или речными судами, судами смешанного (река - море) плавания
налогоплательщиками в налоговый орган в пакете подтверждающих документов представляется в том числе копия коносамента, морской
накладной или любого иного подтверждающего факт перевозки товара документа, в
котором в графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за
пределами территории Российской Федерации, с отметкой таможенного органа,
действующего в пункте пропуска, а при вывозе товаров - копия
поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой
"Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия и
копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт
приема к перевозке товара документа, в котором в графе "Порт
разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской
Федерации.
Учитывая
изложенное, при оказании российской организацией в порту услуг по перевалке и
хранению товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (вывозимых за
пределы территории Российской Федерации) морскими или речными судами, судами
смешанного (река - море) плавания, нулевая ставка налога на добавленную стоимость
применяется независимо от даты их помещения на территории Российской Федерации
под соответствующие таможенные процедуры, в том числе под процедуры выпуска для внутреннего потребления или таможенного транзита.
Что касается
налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по обслуживанию
экспортно-импортных грузов (включая подготовку, доставку и оформление
документов, составление электронных отчетов и предоставление информации
клиенту, прием и транспортировку грузов к месту погрузки (выгрузки), оформление
грузов в таможенных органах, обслуживание контейнеров и т.д.), оказываемых в
порту на основании договора перевалки экспортно-импортных грузов и договора по затарке (вытарке, перетарке)
грузов, то согласно пп.
2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2011 г., нулевая
ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении
транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации международной
перевозки на основании договора транспортной экспедиции. Поэтому вышеназванные
услуги, оказываемые на основании иных договоров и не связанные с международной
перевозкой, в соответствии с п. 3 ст. 164 Кодекса, подлежат налогообложению
этим налогом по ставке в размере 18 процентов.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
29.12.2010