Вопрос: 1. В связи с невозможностью выполнения условий квотирования на
основании Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих
мест" (далее - Закон N 90), а также Московского трехстороннего соглашения
на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и
московскими объединениями работодателей от 22.12.2009 банк ежемесячно
уплачивает в целевой внебюджетный фонд г. Москвы компенсационную стоимость
квотируемых рабочих мест. Компенсационная стоимость рабочих мест
рассчитывается исходя из квот, установленных для трудоустройства инвалидов (2
процента), и трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона
N 90 (2 процента), и величины прожиточного минимума для трудоспособного
населения, определяемого нормативными правовыми актами г. Москвы на день
уплаты. Правомерно ли относить указанные взносы в расходы, учитываемые для
целей налога на прибыль?
2. Банк заключил с негосударственным
пенсионным фондом (НПФ) договор негосударственного пенсионного обеспечения
(НПО), предусматривающий уплату взносов на НПО в пользу работников - участников
корпоративного пенсионного плана (КПП), которые также обязуются уплачивать
пенсионные взносы в свою пользу по индивидуальному договору с НПФ. Пенсионная
схема предусматривает учет пенсионных взносов, уплачиваемых банком в пользу
каждого работника, на корпоративных именных пенсионных счетах (КИПС), а учет
взносов, уплачиваемых по поручению участников-работников, - на именных
пенсионных счетах (ИПС). Отложенная сумма по вестингу
- сумма взносов, сформированная на КИПС в течение первых 36 месяцев участия
работника в КПП (период вестинга), зачисляется на ИПС
работника, все последующие взносы банка в пользу работника зачисляются
непосредственно на его ИПС.
Взносы, уплаченные за работников, отказавшихся от участия в КПП до истечения
периода вестинга, перераспределяются на КИПС других
работников-участников КПП.
По истечении периода вестинга
работник-участник приобретает следующие права в отношении суммы, сформированной
на его именном пенсионном счете:
- право на получение негосударственной
пенсии по достижении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ
(пожизненно или в фиксированной сумме до полного исчерпания средств на своем
ИПС);
- право на получение выкупной суммы,
сформированной на ИПС (в том числе за счет взносов банка) при расторжении
договора НПО и выходе из КПП, либо на перевод ее в другой негосударственный
пенсионный фонд.
Вправе ли банк учесть взносы по договору
НПО в расходах для целей налога на прибыль? Если да, в каком периоде - в
периоде уплаты взноса либо в периоде зачисления отложенной суммы по вестингу на именной пенсионный счет работника?
3. В соответствии с планом развития сети
отделений банком заключались договоры аренды нежилых помещений под будущие
отделения и дополнительные офисы. В арендованных помещениях производились
ремонтные работы в соответствии с договорами, заключенными банком со
специализированными подрядными организациями. В связи с кризисными явлениями в
экономике в 2008 - 2009 гг. план развития сети был
скорректирован и по решению руководства банка часть отделений не была
открыта. Правомерно ли затраты по аренде и текущему ремонту этих помещений
включать в расходы, учитываемые для целей исчисления налога на прибыль в
периоде их осуществления?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 января 2011 г. N 03-03-06/2/1
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и
сообщает следующее.
По вопросу учета компенсационной
стоимости квотируемого рабочего места возможно
использовать Письмо ФНС России от 22.06.2010 N ШС-37-3/4638@, которое
согласовано с Минфином России.
По второму вопросу
В соответствии с п.
16 ст. 255 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) к расходам на оплату труда в
целях гл. 25 НК РФ относятся суммы платежей (взносов) работодателей по
договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых
в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О
дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и
государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также суммы платежей (взносов) работодателей по
договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного
обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями
(негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в
соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение
соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
В случаях
добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения)
указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам
негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной
схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников
негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного
страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных
оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право
на установление пенсии по
государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение
периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного
пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания
средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, или
пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий
пожизненно.
Совокупная сумма взносов работодателей,
уплачиваемых в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, и платежей
(взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования
жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или)
негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях
налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на
оплату труда.
Порядок учета платежей (взносов) по
договору негосударственного пенсионного обеспечения установлен п. 6 ст. 272 НК
РФ.
По третьему вопросу
Из письма следует, что организация
арендовала помещения для открытия новых офисов, в которых был сделан ремонт. В
связи с финансовыми трудностями в некоторых арендованных и отремонтированных
помещениях новые офисы не были открыты. При этом из письма не представляется
возможным сделать вывод в отношении того, был ли расторгнут
договор аренды, были ли возмещены организации-арендатору расходы на ремонт
помещения и т.д.
Таким образом, учитывая отсутствие
необходимой информации, дать ответ на данный вопрос не представляется
возможным.
Одновременно сообщаем, что обоснованность
расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом
обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить
экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной
экономической деятельности.
Учитывая, что налоговое законодательство
не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и
условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов,
уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с
точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного
результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1
Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее
самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее
эффективность и целесообразность.
Аналогичная позиция изложена в
Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.01.2011