Вопрос: ОАО в
соответствии с Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об
инвестиционных фондах" является акционерным инвестиционным фондом, который
обязан свои инвестиционные резервы (активы акционерного инвестиционного фонда)
передать в доверительное управление управляющей компании.
Расходы, связанные с доверительным
управлением имуществом, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда,
оплачиваются за счет указанного имущества (п. 6 ст. 41 Федерального закона от
29.11.2001 N 156-ФЗ).
При этом согласно п. 4.1 Положения о
деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых
инвестиционных фондов, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 18.02.2004 N
04-5/пс, подлинные экземпляры первичных документов в
отношении имущества, составляющего инвестиционные резервы акционерного
инвестиционного фонда, должны храниться у управляющей компании. Пунктом 2.1
Положения о деятельности специализированных депозитариев акционерных
инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных
пенсионных фондов, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 10.02.2004 N
04-3/пс, установлен перечень первичных документов в
отношении имущества акционерного инвестиционного фонда.
Однако в соответствии с п. 3 ст. 276 НК
РФ расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления
имуществом, признаются расходами, связанными с производством, или
внереализационными расходами учредителя управления (т.е. акционерного
инвестиционного фонда) в зависимости от вида осуществленных расходов.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные
(понесенные) налогоплательщиком.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Какими документами ОАО вправе подтвердить
для целей исчисления налога на прибыль обоснованность расходов, связанных с
доверительным управлением имуществом акционерного инвестиционного фонда, в
соответствии с п. 1 ст. 252 и п. 3 ст. 276 НК РФ, если первичные документы по
таким расходам должны храниться у управляющей компании?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 января 2011 г. N 03-03-06/1/7
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке
налогообложения прибыли организаций при передаче акционерным инвестиционным
фондом инвестиционных резервов в доверительное управление и сообщает следующее.
Особенности определения налоговой базы
участников договора доверительного управления имуществом установлены ст. 276
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Пунктом 3 ст. 276 НК РФ предусмотрено,
что доходы учредителя доверительного управления, являющегося выгодоприобретателем,
в рамках договора доверительного управления имуществом включаются в состав его
выручки или внереализационных доходов в зависимости от полученного вида дохода.
Расходы, связанные с осуществлением
договора доверительного управления имуществом (включая амортизацию имущества, а
также вознаграждение доверительного управляющего), признаются расходами,
связанными с производством, или внереализационными расходами учредителя
управления в зависимости от вида осуществленных расходов.
При доверительном управлении ценными
бумагами доверительный управляющий определяет доходы и расходы в порядке,
предусмотренном ст. 280 НК РФ (п. 2 ст. 276 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 276 НК РФ
доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом
доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять
учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученных доходах и
расходах для их учета учредителем управления (выгодоприобретателем) при
определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Учитывая изложенное,
учредитель доверительного управления учитывает доходы, полученные в рамках
договора доверительного управления, и расходы, связанные с осуществлением
договора доверительного управления имуществом, на основании сведений, предоставляемых
доверительным управляющим с учетом требований ст. 276 НК РФ.
При этом перечень таких сведений, а также
ответственность доверительного управляющего за их ненадлежащее представление
могут быть определены в рамках гражданско-правовых
отношений.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
13.01.2011