Вопрос: Должен ли
пенсионер уплачивать налог на имущество физлиц и земельный налог в отношении
принадлежащих ему на праве собственности строений и земельного участка, на
котором расположены данные строения?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 января 2011 г. N 03-05-06-02/5
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на
имущество физических лиц и земельного налога и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона
Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество
физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) плательщиками налогов на
имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества,
признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст. 2 Закона N 2003-1 объектами
налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное
строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на
перечисленное имущество.
На основании п. 2 ст. 4 Закона N 2003-1
пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным
законодательством Российской Федерации, освобождаются от уплаты налога на
имущество физических лиц.
Таким образом, пенсионеры - собственники
недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, не являются
налогоплательщиками налога на имущество физических лиц в отношении такого
имущества.
При этом отмечаем, что в соответствии с
п. 1 ст. 5 Закона N 2003-1 лица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4
Закона N 2003-1, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые
органы.
Подпунктом "л" п. 5 Инструкции
МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации
"О налогах на имущество физических лиц" определено, что пенсионерами,
получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным
законодательством Российской Федерации, для получения льготы представляется
пенсионное удостоверение.
При возникновении права на льготу в
течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором
возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением
льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за
три года по письменному заявлению налогоплательщика (п. 7 ст. 5 Закона N
2003-1).
Исчисление налога на имущество физических
лиц производится налоговыми органами (п. 1 ст. 5 Закона N 2003-1).
Согласно п. 8 ст. 5 Закона N 2003-1
налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми
органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской
Федерации (далее - Кодекс).
Лица, своевременно не привлеченные к
уплате налога на имущество физических лиц, уплачивают его не более чем за три
года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в
связи с привлечением к уплате налога. Перерасчет суммы налога на имущество
физических лиц в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании
налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих
календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом
суммы налога. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в
связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в
порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 Кодекса (п. п. 10, 11, 12 ст. 5 Закона N
2003-1).
В отношении налогообложения земельных
участков отмечаем, что использование земли в Российской Федерации является
платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и
арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 65 Земельного
кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 387 гл. 31
"Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований, вводится в действие и прекращает действовать в
соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях
этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога
признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками,
признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на
праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Кодекса).
Статьей 395 Кодекса определен перечень
категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая
категория налогоплательщиков, как пенсионеры, в данный перечень не включена.
Вместе с тем следует иметь в виду, что
согласно п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут
устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая
установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных
категорий налогоплательщиков.
Таким образом, вопросы, связанные с
освобождением пенсионеров от уплаты земельного налога, относятся к компетенции
представительных органов муниципальных образований, на территории которых
находятся земельные участки, принадлежащие пенсионерам.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.01.2011