Вопрос: В
соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке
(залоге недвижимости)" банк в случае невозврата кредита, выданного под
залог недвижимого имущества, вынужден обращаться с иском к должнику в суд,
который принимает решение об обращении взыскания на указанное имущество. Если в
ходе исполнительного производства при обращении взыскания на недвижимое
имущество оно не реализовано с торгов, то судебный пристав-исполнитель
предлагает взыскателю оставить указанное имущество за собой
и передает его взыскателю по акту.
В соответствии со
ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном
производстве" судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий
орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя
на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в
случае, когда взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил
за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.
Расходы по регистрации и оформлению
документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного
права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
Поскольку
государственная регистрация права собственности осуществляется без заявления
правообладателя в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N
122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним", в принудительном порядке на основании постановления
судебного пристава-исполнителя и является исполнительным действием, без
которого невозможно окончание исполнительного производства, то в соответствии
со ст. 116 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" государственная
пошлина должна быть оплачена из федерального бюджета с дальнейшим возмещением
за счет средств должника.
Однако в настоящее время госпошлина
оплачивается взыскателем (банком).
Кто должен оплачивать госпошлину при
регистрации права собственности взыскателя на недвижимое имущество, оставленное
взыскателем за собой: Федеральная служба судебных приставов, взыскатель или
никто не должен оплачивать, поскольку госпошлина относится к расходам
федерального бюджета?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 января 2011 г. N 03-05-05-03/02
В связи с письмом
по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права
собственности взыскателя на недвижимое имущество в случае, если взыскатель по предложению судебного
пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное
право должника, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Частью 1 ст. 16
Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что
государственная регистрация прав проводится на основании заявления
правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при
наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не
установлено федеральным законом, а также по требованию судебного
пристава-исполнителя.
В соответствии с ч.
2 и 6 ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном
производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) судебный
пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной
регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное
право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда: требование
государственной регистрации содержится в судебном акте, судебный акт содержит
указание на то, что имущество или
имущественное право принадлежит взыскателю, взыскатель по предложению судебного
пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или
имущественное право должника. Расходы по регистрации и оформлению документов
для государственной регистрации имущества или иного имущественного права
должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
Расходы по совершению исполнительных
действий, которые возмещаются за счет средств должника, определены ст. 116
Федерального закона N 229-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 116 Федерального закона
N 229-ФЗ расходы, затраченные на проведение государственной регистрации прав
взыскателя, в том числе и по уплате государственной пошлины за данную
регистрацию, к расходам по совершению исполнительных действий не относятся.
Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст.
333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственная
пошлина уплачивается лицом, в отношении которого совершается юридически
значимое действие.
Размер государственной пошлины за
государственную регистрацию права собственности взыскателя на нереализованное
недвижимое имущество должника определяется в соответствии с пп.
22 п. 1 ст. 333.33 Кодекса в зависимости от статуса взыскателя (организация или
физическое лицо).
С учетом изложенного
при обращении судебного пристава-исполнителя в регистрирующий орган за
государственной регистрацией права собственности взыскателя на недвижимое
имущество в случае, когда взыскатель по предложению судебного
пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное недвижимое имущество
должника, плательщиком государственной пошлины является взыскатель, поскольку
государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое
имущество от должника к взыскателю осуществляется в интересах взыскателя.
Расходы, затраченные на проведение
государственной регистрации прав взыскателя, должны осуществляться за счет средств взыскателя.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
17.01.2011