Вопрос: О порядке
налогообложения налогом на прибыль организаций при приобретении ценных бумаг с
отсрочкой исполнения.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 января 2011 г. N 03-03-06/2/9
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о
порядке налогообложения налогом на прибыль организаций при приобретении ценных
бумаг с отсрочкой исполнения и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 301 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли
организаций финансовым инструментом срочной сделки признается договор,
являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным
законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее -
Федеральный закон N 39-ФЗ). Перечень видов производных финансовых инструментов
(в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты)
устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг
в соответствии с Федеральным законом N 39-ФЗ.
При этом п. 2 ст. 301 НК РФ
предусмотрено, что налогоплательщик вправе с учетом требований ст. 301 НК РФ
самостоятельно квалифицировать сделку, условия которой предусматривают поставку
базисного актива, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных
сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения.
Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за
исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми
инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в
учетной политике для целей налогообложения.
Согласно ст. 2
Федерального закона N 39-ФЗ производным финансовым инструментом признается
договор, за исключением договора репо,
предусматривающий одну или несколько обязанностей, установленных ст. 2
Федерального закона N 39-ФЗ, в частности, обязанность одной стороны передать
ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее
третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять
и оплатить указанное имущество и указание
на то, что такой договор является производным финансовым инструментом.
В связи с этим при заключении договора
купли-продажи ценных бумаг с отсрочкой исполнения более трех рабочих дней такой
договор может быть признан финансовым инструментом срочных сделок для целей
налогообложения прибыли организаций только в случае указания в нем на то, что
такой договор является производным финансовым инструментом. В случае отсутствия
такого указания указанная сделка признается операцией с ценными бумагами,
налогообложение которой осуществляется в соответствии со ст. 280 НК РФ.
При перечислении
денежных средств в иностранной валюте в порядке предварительной оплаты ценных
бумаг необходимо учитывать, что в соответствии с п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ суммы полученных авансов при
применении метода начисления не переоцениваются в связи с изменением
официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации,
установленного Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 280 НК РФ при
определении расходов по реализации (при ином выбытии) ценных бумаг цена
приобретения ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте (включая
расходы на ее приобретение), определяется по курсу Центрального банка
Российской Федерации, действовавшему на момент принятия указанной ценной бумаги
к учету.
Таким образом, при реализации ценных
бумаг цена приобретения ценной бумаги в налоговом учете должна определяться в
рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на
момент принятия указанной ценной бумаги к бухгалтерскому учету.
При этом необходимо учитывать, что в
соответствии с п. 10 ст. 272 НК РФ в случае перечисления аванса, задатка
расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по
официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на
дату перечисления аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток).
Указанное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января
2010 г. (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации").
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В
соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
19.01.2011