Вопрос: Банк
заключает сделки с валютными поставочными форвардами, не обращающимися на
организованном рынке. В учетной политике банк признает данные сделки как
операции с финансовыми инструментами срочных сделок (ФИСС).
Порядок определения цены ФИСС для целей
налогообложения прибыли определен п. 2 ст. 305 НК РФ. При этом действие данного
пункта приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно Федеральным
законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 16 Федерального
закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ в период приостановления действия п. 2 ст. 305
части второй Налогового кодекса Российской Федерации расчетная стоимость
финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном
рынке, может определяться налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением
оценщика с использованием методов оценки в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Порядок определения расчетной стоимости финансовых
инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, а также
методы оценки расчетной стоимости таких финансовых инструментов срочных сделок
(если оценка расчетной стоимости осуществляется налогоплательщиком
самостоятельно) должны быть закреплены в учетной политике налогоплательщика.
Какие основные правила должны быть
соблюдены налогоплательщиком при самостоятельном определении расчетной
стоимости ФИСС в 2010 г. для целей исчисления налога на прибыль?
Каким нормативным либо методическим
документом закреплен или рекомендован метод оценки расчетной стоимости ФИСС,
который может использовать банк в целях самостоятельного определения расчетной
стоимости ФИСС?
Кто может выступать в качестве стороннего
оценщика стоимости ФИСС и какие требования
предъявляются к лицу либо организации, которые могут выступать в качестве
оценщика?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 2011 г. N 03-03-06/2/11
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения
операций с финансовыми инструментами срочных сделок и сообщает следующее.
Согласно п. 2 ст.
305 Налогового кодекса Российской Федерации фактическая цена финансового
инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном рынке,
признается для целей налогообложения рыночной ценой, если она отличается не
более чем на 20 процентов в сторону повышения (понижения) от расчетной
стоимости этого финансового инструмента срочных сделок на дату заключения
срочной сделки. Порядок определения расчетной стоимости соответствующих видов финансовых
инструментов срочных сделок устанавливается федеральным органом
исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством
финансов Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 16 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" с 1 января по 31 декабря 2010
г. включительно расчетная стоимость финансовых инструментов срочных сделок, не
обращающихся на организованном рынке, могла определяться налогоплательщиком
самостоятельно или с привлечением оценщика с использованием методов оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок,
не обращающихся на организованном рынке, а также методы оценки расчетной
стоимости таких финансовых инструментов срочных сделок (если оценка расчетной
стоимости осуществляется налогоплательщиком самостоятельно) должны быть
закреплены в учетной политике налогоплательщика.
Таким образом, при самостоятельном
определении расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок, не
обращающихся на организованном рынке, организации необходимо использовать один
из методов оценки, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что при выборе
метода оценки необходимо руководствоваться Федеральным законом от 29.07.1998 N
135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и
Федеральными стандартами оценки, утвержденными приказами Минэкономразвития
России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.01.2011