Вопрос: ООО было
зарегистрировано в январе 2010 г. как вновь созданная организация при
реорганизации в форме выделения. Вступительная бухгалтерская отчетность вновь
созданной организации сформирована в соответствии с п. п. 36 - 38 Методических
указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении
реорганизации организаций (Приложение к Приказу Минфина России от 20.05.2003 N
44н).
В результате проведенной реорганизации ООО были переданы объекты недвижимости, используемые для
предоставления услуг по проживанию в пансионатах.
Для регистрации прав на недвижимое
имущество и подготовки технической документации для переоформления договоров
поставки электроэнергии, услуг связи, водоснабжения и водоотведения требуется
время. В связи с этим счета и акты выполненных работ от энергоснабжающих
организаций выставлялись в адрес реорганизованной организации, которая
производила их оплату, при этом в расходах для целей налога на прибыль
реорганизованная организация их не учитывала, а отражала по дебету счета учета
расчетов с дебиторами и кредиторами.
Возможно ли в
данной ситуации перевыставить счета энергоснабжающих организаций от реорганизованной
организации в адрес ООО (до момента заключения договоров между энергоснабжающими организациями и ООО), а также учесть
расходы в соответствии с перевыставленными
документами при определении налоговой базы по налогу на прибыль, учитывая, что
выручка от реализации услуг по проживанию в пансионатах получена в 2010 г.,
энергетические ресурсы фактически потреблены ООО и без них оказание услуг по проживанию в пансионатах для физлиц
невозможно?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 2011 г. N 03-03-06/1/18
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов
на приобретение коммунальных услуг и электроэнергии для целей налогообложения
прибыли организаций и сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу
на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При этом ст. 252 НК РФ предусмотрены
критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением
расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) признаются расходами для целей
налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
Так, расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка
экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов
осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля,
порядок проведения которого установлен НК РФ.
Учитывая
изложенное, расходы, связанные с приобретением коммунальных услуг и
электроэнергии, могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций
выделившейся в результате реорганизации организацией при условии наличия
договоров на приобретение указанных коммунальных услуг и электроэнергии либо
договоров об их приобретении третьим лицом за счет налогоплательщика,
заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской
Федерации.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в
Министерстве не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы
договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных
хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.01.2011