Вопрос: Об отсутствии оснований для учета расходов в виде лицензионных
платежей за право использования товарного знака при исчислении налога на
прибыль в случае несоблюдения требований об обязательной государственной
регистрации дополнительных соглашений или приложений к лицензионному договору.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 2011 г. N 03-03-06/1/16
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о
порядке учета расходов в виде лицензионных платежей за использование товарного
знака для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает
следующее.
В соответствии с пп. 37 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) в составе прочих расходов, связанных с производством и
реализацией, учитываются периодические (текущие) платежи за пользование правами
на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в
частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные
образцы и другие виды интеллектуальной собственности).
Таким образом, расходы в виде
периодических платежей за право использования товарного знака могут быть учтены
налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией,
при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ.
В соответствии с п.
1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством
Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями
делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории
которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно
подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией,
приказом о командировке, проездными
документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Учитывая изложенное,
расходы в виде лицензионных платежей учитываются для целей налогообложения
прибыли организаций при условии их надлежащего документального подтверждения, в
том числе наличия действующего лицензионного договора, заключенного в
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 1490 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор об
отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а
также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение
исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной
форме и подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной
власти по интеллектуальной собственности.
Несоблюдение письменной формы или
требования о государственной регистрации влечет за собой недействительность
лицензионного договора (п. 2 ст. 1235 ГК РФ).
В соответствии с
правовой позицией, изложенной в п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ
N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 26.03.2009
"О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части
четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", соглашения об
изменении условий указанных договоров, в том числе в отношении размера
предусмотренных договором платежей, являются их неотъемлемой частью, на данные соглашения распространяется требование об
обязательной государственной регистрации.
По мнению Департамента, в случае
несоблюдения требования об обязательной регистрации дополнительных соглашений
или приложений к лицензионному договору учитывать расходы в виде лицензионных
платежей на основании таких соглашений или приложений для целей налогообложения
прибыли неправомерно.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым
актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и
сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
20.01.2011