Вопрос: Между ООО и инвестором строительства заключен предварительный
договор купли-продажи недвижимого имущества, по условиям которого в течение 6
месяцев после регистрации права собственности инвестора на объект будет
заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, на основании которого ООО
данное помещение будет передано в собственность. Стоимость объекта по
предварительному договору купли-продажи полностью оплачена, объект построен,
помещение фактически используется ООО как офис.
ООО осуществляет расходы, связанные с
работами по подготовке к использованию офисного помещения (строительные,
отделочные работы), а также оплачивает коммунальные услуги и др. Каков порядок
учета данных расходов в целях налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 января 2011 г. N 03-03-06/1/23
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета
расходов, связанных с работами по подготовке к использованию помещения,
приобретение которого предусмотрено предварительным договором, для целей
налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на
его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния,
в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную
стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
В ситуации, изложенной в письме,
налогоплательщиком заключен предварительный договор на приобретение нежилого
помещения с целью последующего его использования в предпринимательской
деятельности.
Пунктом 1 ст. 429 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по предварительному
договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества,
выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях,
предусмотренных предварительным договором.
В случаях когда
сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения
основного договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о
понуждении заключить договор (п. 5 ст. 429, п. 4 ст. 445 ГК РФ).
При определении порядка налогового учета
расходов, связанных с подготовкой к эксплуатации помещения, в отношении
приобретения которого налогоплательщиком заключен предварительный договор,
необходимо учитывать следующее.
Предварительный договор не является
основанием для передачи в собственность налогоплательщика помещения, а предусматривает
обязанность одной из сторон заключить основной договор в случае предъявления
такого требования другой стороной. В связи с этим возможность учета расходов,
связанных с подготовкой такого помещения к эксплуатации, по мнению
Департамента, обусловлена заключением основного договора и приобретением
указанного имущества.
Указанные расходы подлежат включению в
первоначальную стоимость объекта амортизируемого имущества, определяемую на
дату ввода указанного имущества в эксплуатацию, в порядке, установленном НК РФ.
При этом отмечаем, что расходы,
учитываемые для целей налогообложения прибыли организаций, должны
соответствовать критериям, установленным ст. 252 НК РФ.
Порядок амортизации имущества в налоговом
учете установлен ст. ст. 256 - 259.3 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым
актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и
сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
25.01.2011