Вопрос:
Индивидуальный предприниматель (ИП) применяет УСН. Основным видом деятельности
ИП является комиссионная торговля. ИП заключает договоры комиссии как с
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, так и с физлицами. В
соответствии с договорами комиссии в обязанности комиссионера (ИП) входит
оказание услуг по реализации принятого на комиссию товара, а также оказание
услуг по его хранению. Комиссионер оказывает вышеуказанные услуги от своего
имени и в специально оборудованном месте, по поручению и за счет комитента.
Комитент обязан выплатить в случае реализации комиссионное вознаграждение за
реализацию товара. По окончании срока договора в случае невозможности
реализации товара комитент обязан оплатить услуги хранения.
Каков порядок учета доходов, полученных
по договорам комиссии, в целях исчисления налога, уплачиваемого в связи с
применением УСН?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 января 2011 г. N 03-11-11/15
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной
системы налогообложения и сообщает следующее.
В соответствии с п. п. 1 и 1.1 ст. 346.15
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики,
применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта
налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со
ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.
250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются, в частности,
доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
Статьей 249 Кодекса определено, что
доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг)
как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от
реализации имущественных прав.
Выручка от
реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за
реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в
денежной и (или) натуральной формах.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы
не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства),
поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с
исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому
аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных
комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав
расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с
условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное,
агентское или иное аналогичное вознаграждение.
В соответствии со ст. 1001 Гражданского
кодекса Российской Федерации комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения,
а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере
возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного
поручения суммы.
Комиссионер не имеет права на возмещение
расходов на хранение находящегося у него имущества комитента, если в законе или
договоре комиссии не установлено иное.
Исходя из этого при определении объекта
налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной
системы налогообложения, у индивидуального предпринимателя, являющегося
комиссионером, по договору комиссии в составе доходов будет учитываться сумма
полученного комиссионного вознаграждения.
Денежные средства,
полученные вышеуказанным индивидуальным предпринимателем в счет возмещения
затрат на хранение, произведенных при исполнении обязательств по договору
комиссии, при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в
связи с применением данной системы налогообложения, не учитываются в составе
доходов в том случае, если данные затраты не подлежали включению в состав
расходов комиссионера.
У
налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, согласно п.
1 ст. 346.17 Кодекса датой получения доходов (в том числе в части доходов по
договору комиссии) признается день поступления денежных средств на счета в
банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или)
имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом
(кассовый метод).
Одновременно сообщаем, что согласно п.
11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и
индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в
Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
27.01.2011