Вопрос: О
применении НДС в отношении товаров, приобретаемых российской организацией на
основании договора купли-продажи с налогоплательщиком государства, не
являющегося членом Таможенного союза, и ввозимых на территорию РФ с территории
Республики Казахстан через грузоотправителя - налогоплательщика Республики
Казахстан.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 января 2011 г. N 03-07-13/1-04
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо по вопросу применения налога на
добавленную стоимость в отношении товаров, приобретаемых российской
организацией на основании договора купли-продажи с налогоплательщиком
государства, не являющегося членом Таможенного союза, и ввозимых на территорию
Российской Федерации с территории Республики Казахстан через грузоотправителя -
налогоплательщика Республики Казахстан, сообщает.
Применение налога
на добавленную стоимость в рамках Таможенного союза осуществляется в
соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте
и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от
25.01.2008 (далее - Соглашение) и Протоколом о порядке взимания косвенных
налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в
Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).
Согласно положениям
ст. 3 Соглашения и ст. 2 Протокола взимание налога на добавленную стоимость по
товарам, ввозимым на территорию одного государства - члена Таможенного союза с
территории другого государства - члена Таможенного союза, в том числе на
основании договора купли-продажи с налогоплательщиком государства, не
являющегося членом Таможенного союза, осуществляется налоговыми органами
государства - члена Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары,
по месту постановки на учет налогоплательщиков -
собственников товаров. При этом налогоплательщик - собственник товаров обязан
представить в налоговый орган налоговую декларацию и документы, перечень
которых определен п. 8 ст. 2 Протокола.
Данным перечнем предусмотрено
в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее -
заявление), составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене
информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов
Таможенного союза об уплаченных суммах налогов от 11.12.2009 (далее - Протокол
об обмене информацией), об уплаченных суммах косвенных налогов с отметкой
налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию
которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или
ином порядке исполнения налоговых обязательств).
На основании Правил заполнения заявления
о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене
информацией) заявление состоит из трех разделов и Приложения к нему. При этом разд. 1 и 3 заявления и Приложение к нему заполняются
лицом (покупателем или комиссионером, поверенным либо агентом, действующим в
интересах покупателя), на которое в соответствии с законодательством
государства - члена Таможенного союза возложена обязанность по уплате косвенных
налогов при ввозе товаров на территорию одного государства - члена Таможенного
союза с территории другого государства - члена Таможенного союза.
Согласно п. 4 указанных Правил разд. 3
заявления заполняется:
- если операции по реализации товаров не
являются объектом обложения косвенными налогами в соответствии с
законодательством государства - члена Таможенного союза - продавца, так как
местом реализации таких товаров не признается территория государства - члена
Таможенного союза - продавца;
- при реализации товара покупателю через
комиссионера, поверенного либо агента.
Таким образом, заполнение разд. 3
заявления в случае ввоза товаров на территорию Российской Федерации с
территории Республики Казахстан на основании договора между российской
организацией и налогоплательщиком государства, не являющегося членом
Таможенного союза, Протоколом об обмене информацией не предусмотрено.
При этом необходимо отметить, что
отражение в разд. 3 заявления дополнительной информации о взаимоотношениях налогоплательщика
государства, не являющегося членом Таможенного союза, с налогоплательщиком
государства, являющегося членом Таможенного союза, с территории которого товары
вывозятся на территорию другого государства - члена Таможенного союза,
Протоколом об обмене информацией не запрещено. Поэтому, по нашему мнению,
оснований для отказа в принятии налоговым органом заявления не имеется в случае
указания в разд. 3 заявления в строках 08 "Продавец, комитент, доверитель,
принципал" и 09 "Покупатель, комиссионер, поверенный, агент"
наименований налогоплательщика государства, не являющегося членом Таможенного
союза, и грузоотправителя налогоплательщика Республики Казахстан; в строках 10
и 11 - соответствующих кодов стран, налогоплательщиками которых являются указанные
лица; в строке 12 - реквизитов договора между этими лицами.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
27.01.2011