Вопрос: Основным
видом деятельности организации является оказание услуг по размещению рекламы в
сети Интернет. С целью увеличения дохода, стимулирования клиентов на
приобретение большего объема услуг, поддержания и укрепления долгосрочных
отношений планируется предоставление клиентам премий (скидок без
корректирования цен на услуги) при достижении определенного объема потребленных
услуг. Размер премий (скидок), а также условия их выплат будут зафиксированы в
договорах с клиентами, выплаты будут осуществляться на основании оформленной кредит-ноты.
Вправе ли организация учесть затраты по
выплате премий (скидок) при исчислении налога на прибыль в составе
внереализационных расходов на основании пп. 20 п. 1
ст. 265 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 января 2011 г. N 03-03-06/1/40
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу учета для целей
налогообложения прибыли организаций расходов на выплату премий (скидок)
сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст.
252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих
о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате
реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка
экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов
осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля,
порядок проведения которого установлен Кодексом.
Согласно пп.
19.1 п. 1 ст. 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с
производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление
деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.
К таким расходам относятся затраты в виде премии (скидки), выплаченной
(предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных
условий договора, в частности объема покупок.
На основании п. 1 ст. 454 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона
(продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне
(покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него
определенную денежную сумму (цену).
В п. 1 ст. 779 ГК РФ предусмотрено, что
по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию
заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить
определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пп.
20 п. 1 ст. 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с
производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление
деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией,
в частности другие обоснованные расходы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
31.01.2011