Вопрос: ООО
занимается перевозкой и сопровождением грузобагажа
юридических и физических лиц в арендованных почтово-багажных вагонах по
железной дороге в направлении из города А в город Б. В
связи с отсутствием собственных вагонов ООО заключило договор аренды почтово-багажных
вагонов с собственником данных вагонов, являющимся индивидуальным
предпринимателем и единственным учредителем ООО.
В соответствии с п. 1 ст. 616 ГК РФ по
договору аренды капитальный ремонт вагонов осуществляет арендатор.
Руководствуясь
Приказом МПС России от 04.04.1997 N 9ц (в ред. Указания МПС России от
19.12.1997 N 307у) "О введении новой системы технического обслуживания и
ремонта пассажирских вагонов", в 2008 г. с заводом был заключен договор на
проведение капитального ремонта почтово-багажных вагонов, который был
осуществлен в марте 2009 г. Бухгалтерский и налоговый учет в ООО ведется
методом начисления. В соответствии с
приказом об учетной политике, а также согласно п. 2 ст. 260 НК РФ расходы на
капитальный ремонт учтены в I квартале 2009 г., в котором они фактически и были
осуществлены. Оплата произведена в декабре 2008 г. и в феврале 2009 г.
Вправе ли ООО в
целях исчисления налога на прибыль учесть расходы на капитальный ремонт
арендованного у индивидуального предпринимателя - учредителя ООО
почтово-багажного вагона в составе прочих расходов в соответствии с п. 1 ст.
260 НК РФ?
В связи с тем
что возмещение расходов по капитальному ремонту вагонов договором аренды со
стороны арендодателя не предусмотрено, вправе ли ООО списывать данные расходы
для целей исчисления налога на прибыль в момент их осуществления в полном
объеме без отнесения на расходы будущих периодов?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/51
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения
расходов на ремонт основных средств и сообщает следующее.
При определении налоговой базы по налогу
на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные
доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены
критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов,
указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при
расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств,
свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект
в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая, что в налоговом
законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не
регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности,
обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы,
не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической
деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик
осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и
единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка
экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов
осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля,
порядок проведения которого установлен Кодексом.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
со ст. 260 Кодекса расходы на ремонт основных средств, произведенные
налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей
налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были
осуществлены, в размере фактических затрат.
Указанное положение ст. 260 Кодекса
применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных
средств, если договором (соглашением) между сторонами возмещение указанных
расходов арендодателем не предусмотрено.
При этом расходы на
ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом
учете арендодателя (имущество, арендованное у налогоплательщиков, применяющих
специальные налоговые режимы, физических лиц и др.), по мнению Департамента, могут
быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса при условии, что такие расходы обоснованны и документально подтверждены надлежащим
образом.
При этом необходимо учитывать, что в
соответствии с п. 1 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации
обязанность производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду
имущества лежит на арендодателе, если иное не предусмотрено законом, иными
правовыми актами или договором аренды. В связи с этим арендатор вправе
учитывать расходы по проведению капитального ремонта арендованного имущества
только в случае, если проведение такого ремонта является его обязанностью в
соответствии с договором аренды.
Учитывая изложенное,
расходы на ремонт основных средств, арендованных у индивидуального
предпринимателя, не подлежащие компенсации арендодателем, учитываются для целей
налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов при условии их
соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.
Настоящее письмо Департамента не содержит
правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не
является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от
07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.02.2011