Вопрос: Согласно
Письму Минфина России от 18.08.2010 N 03-05-06-03/96 служба судебных приставов
освобождается от уплаты госпошлины при оформлении права собственности на
недвижимое имущество на взыскателя. Уплачивается ли службой судебных приставов
госпошлина при осуществлении государственной регистрации права собственности
должника в порядке ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ с целью
его дальнейшей реализации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 февраля 2011 г. N 03-05-06-03/06
В связи с письмом
по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права
собственности должника на недвижимое имущество на основании требования судебного пристава-исполнителя,
предусмотренную ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об
исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ),
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Частью 1 ст. 66
Федерального закона N 229-ФЗ определено, что судебный пристав-исполнитель имеет
право обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке
государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного
имущественного права в целях последующего обращения взыскания на указанное
имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника
иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
В соответствии с ч. 6 данной статьи
Федерального закона N 229-ФЗ расходы по регистрации и оформлению документов для
государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника
относятся к расходам по совершению исполнительных действий, к которым относятся
и расходы по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав
должника.
Согласно ч. 1 ст. 116 Федерального закона
N 229-ФЗ расходами по совершению исполнительных действий являются денежные
средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в
исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение
исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения. Расходы по
совершению исполнительных действий возмещаются в первую очередь за счет
денежных средств, взысканных с должника в процессе исполнения требований,
содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества
должника (ч. 4 ст. 110).
Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст.
333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственная
пошлина уплачивается лицом, в отношении которого совершается юридически
значимое действие.
В соответствии с пп.
22 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за
государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое
имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическими лицами в
размере 1000 руб., юридическими лицами - в размере 15 000 руб.
Пунктами 1, 5 и 8 ст. 45 Кодекса
предусмотрено, что налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах.
В случае если плательщик сбора
(государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный
сбор, то согласно ст. 26 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) может
участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах,
через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено
данным Кодексом (п. 1). Полномочия представителя должны быть документально
подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (п. 3).
В соответствии со ст. 27 Кодекса
законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица,
уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее
учредительных документов, законными представителями налогоплательщика -
физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 56 Федерального закона
N 229-ФЗ судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) Федеральной
службы судебных приставов и аппаратов судов не могут быть представителями
сторон исполнительного производства, за исключением случаев, когда они
участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей
соответствующих организаций или в качестве законных представителей сторон
исполнительного производства.
Конституционный Суд Российской Федерации
в своем Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что представительство в
налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени
и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) -
представляемого лица. Платежные документы на уплату налога (сбора) должны
исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, и
уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств
налогоплательщика (плательщика сбора), то есть за счет его собственных средств.
С учетом
изложенного при обращении судебного пристава-исполнителя в регистрирующий орган
за государственной регистрацией права собственности должника на недвижимое
имущество плательщиком государственной пошлины
является должник, поскольку государственная регистрация права собственности на
недвижимое имущество осуществляется в отношении должника.
За государственную
регистрацию права собственности должника (организации или физического лица) на
недвижимое имущество на основании требования судебного пристава-исполнителя,
участвующего в исполнительном производстве в качестве представителя
соответствующей организации или в качестве законного представителя сторон
исполнительного производства, государственная пошлина может быть уплачена как
за счет денежных средств плательщика (должника) - собственника недвижимого
имущества, так и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в
бюджете Федеральной службы судебных приставов и
ее территориальных органов, средств взыскателя и иных
лиц, участвующих в исполнительном производстве, с последующим возмещением
федеральному бюджету, взыскателю или иным лицам, понесшим указанные расходы, за
счет средств, полученных от реализации имущества должника.
Размер государственной пошлины за
государственную регистрацию прав должника должен определяться в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Кодекса в зависимости от статуса
должника (организации или физического лица).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.02.2011