Вопрос: ЗАО,
являясь биржевым брокером, внедрило корпоративную информационную систему (далее
- КИС).
КИС позволяет использовать электронную
цифровую подпись (далее - ЭЦП) при подписании электронных документов с
клиентами (физическими и юридическими лицами), присоединившимися к данной
системе. В перечень документов, подписание которых возможно осуществлять с
помощью КИС, входит акт сдачи-приемки, являющийся в соответствии с Федеральным
законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ первичным учетным документом. Форма электронного
акта сдачи-приемки соответствует требованиям, предъявляемым п. 2 ст. 9
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ
доходы определяются на основании первичных документов и иных документов,
подтверждающих получение дохода. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами
признаются документально подтвержденные затраты.
Правомерно ли принимать к бухгалтерскому
учету и в целях исчисления налога на прибыль расходы и доходы, первичные
учетные документы по которым составлены в электронном виде и заверены ЭЦП?
Будут ли являться доходы и расходы, подтвержденные электронными документами,
содержащими ЭЦП, надлежаще подтвержденными доходами (расходами)?
Необходимо ли ЗАО осуществлять
изготовление бумажных копий электронных документов, формируемых, получаемых и
передаваемых в электронном виде с использованием системы электронного документооборота?
Какой существует порядок оформления электронных документов на бумажном носителе
в целях представления по требованию органов, осуществляющих контроль в
соответствии с законодательством РФ? Необходимо ли заверять бумажную копию
электронного документа подписью ответственного лица и печатью общества?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/47
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает
следующее.
В соответствии с п.
1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными
расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на
получение дохода.
Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться
оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными
документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к
учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не
предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты,
установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.
Первичные и сводные учетные документы
могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем
случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на
бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по
требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством
Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Пунктами 1 и 2 ст.
1 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"
установлено, что целью данного Федерального закона является обеспечение
правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных
документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном
документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на
бумажном носителе.
Действие вышеуказанного Федерального
закона распространяется на отношения, возникающие при совершении
гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством
Российской Федерации случаях.
В соответствии с п.
3 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации" электронное сообщение,
подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной
подписи, признается электронным документом, равнозначным документу,
подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами
или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не
подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
Таким образом, документ, оформленный в
электронном виде и подписанный электронной цифровой подписью, может являться
документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в
случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не
устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого
документа на бумажном носителе.
По требованию государственных органов,
осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской
Федерации, документы, оформленные в электронном виде и подписанные электронной
цифровой подписью, должны быть распечатаны и заверены подписью руководителя
организации и главного бухгалтера или уполномоченными ими на то лицами.
Одновременно сообщаем, что мнение
Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является
нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
01.02.2011