Вопрос: С 1 апреля
2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ, в соответствии
с которым право на добычу охотничьих ресурсов возникает у юридических и
физических лиц с момента получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов (ч.
3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ).
На основании ст. 29 Федерального закона
от 24.07.2009 N 209-ФЗ разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются
физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу
охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Данные
нормы не содержат разграничения понятий "разрешение" и "бланки
разрешений".
Согласно п. 5
Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - Порядок),
утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации от 23.04.2010 N 121, юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям, заключившим охотхозяйственные
соглашения, по их заявкам органами государственной власти (далее -
уполномоченные органы) в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
ст. ст. 32 - 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, предоставляются бланки разрешений для последующей выдачи разрешений
лицам, указанным в п. 4 данного Порядка.
В соответствии с п. 4 Порядка выдача
разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешение) осуществляется:
1) физическому лицу, сведения о котором
содержатся в государственном охотхозяйственном
реестре, или иностранному гражданину, временно пребывающему в Российской
Федерации и заключившему договор об оказании услуг в сфере охотничьего
хозяйства, в случаях осуществления им охоты:
- в закрепленных охотничьих угодьях -
юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими
охотхозяйственные соглашения;
- в общедоступных угодьях - органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации;
- на особо охраняемых природных
территориях - природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством
об особо охраняемых природных территориях;
2) физическому лицу, являющемуся
работником юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющим
обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих
ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора, -
юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Как видно из Порядка, бланк разрешения не
является разрешением на добычу охотничьих ресурсов.
Исходя из сложившейся практики
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, при получении бланков
разрешений у уполномоченного органа уплачивается сбор за пользование объектами
животного мира.
Однако в силу п. 1 ст. 333.1 НК РФ
плательщиками сбора признаются организации и физические лица, в том числе
индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение
на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
Согласно п. 20 Порядка выдача разрешений
осуществляется на основании предъявляемых заявителем (физическим лицом)
охотничьего билета, основного документа, подтверждающего личность, и документа,
подтверждающего оплату сбора. При выдаче разрешения уполномоченным органом
заявитель также представляет документ, подтверждающий оплату государственной
пошлины за представления разрешения на добычу объектов животного мира.
В соответствии с п. 3 ст. 333.5 НК РФ
уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками
по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу объектов животного
мира.
Уполномоченным органом при выдаче
разрешений физическим лицам в общедоступных угодьях является комитет
охотничьего и рыбного хозяйства субъекта РФ.
В соответствии с Федеральным законом от
24.07.2009 N 209-ФЗ на закрепленные территории разрешения выдают юридические
лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные
соглашения.
Юридические лица и индивидуальные
предприниматели, заключившие охотхозяйственные
соглашения и осуществляющие деятельность в сфере охотничьего хозяйства на
территории субъекта РФ, зарегистрированы как на территории данного субъекта РФ,
так и на территории других субъектов РФ.
Данный сбор в полном объеме зачисляется в
бюджет субъекта РФ.
Должны ли юридические лица и
индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные
соглашения, при получении бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов
оплачивать сбор за пользование объектами животного мира?
Могут ли указанные юридические лица и
индивидуальные предприниматели являться органами, выдавшими разрешения на
добычу охотничьих ресурсов (по смыслу п. 3 ст. 333.5 НК РФ)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 февраля 2011 г. N 03-06-06-03/1
В соответствии с письмом по вопросу
разъяснения порядка уплаты сбора за пользование объектами животного мира
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Согласно ст. 333.1
гл. 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) плательщиками сбора за пользование объектами
животного мира признаются организации и физические лица, в том числе
индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение
на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.
В соответствии со
ст. ст. 333.6 и 333.7 Кодекса органы, выдающие в установленном порядке
разрешение на добычу объектов животного мира, не позднее 5-го числа каждого
месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о
выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а
также сведения о сроках уплаты сбора, а организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по разрешению на добычу объектов животного мира,
представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное
разрешение, сведения о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира,
суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов не
позднее 10 дней с даты получения такого разрешения.
При этом по
истечении срока действия разрешения на добычу объектов животного мира
организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый
орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, за зачетом
или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов
животного мира, выданным уполномоченным органом, осуществляемым в порядке,
установленном гл. 12 Кодекса, при условии представления документов, перечень
которых утверждается федеральным налоговым
органом.
Согласно положениям
Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении
охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) разрешение на добычу
охотничьих ресурсов является документом, удостоверяющим право на добычу
охотничьих ресурсов, возникающее у физических и юридических лиц по основаниям и
в порядке, которые предусмотрены Законом N 209-ФЗ, с момента выдачи указанного разрешения, поскольку любой вид охоты может
осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов,
допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных.
Полномочия по
утверждению формы разрешения на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи
заявок и заявлений, необходимых для выдачи такого разрешения, а также порядка
оформления и выдачи такого разрешения возложены на органы государственной
власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а
полномочия по заключению охотхозяйственных соглашений
(в том числе выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением
охотничьих ресурсов, находящихся на
особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также
занесенных в Красную книгу Российской Федерации) - на органы государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Выдача разрешений
на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам, осуществляющим охоту в
общедоступных охотничьих угодьях, производится органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, а при осуществлении охоты в закрепленных
охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем,
заключившими с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации охотхозяйственные соглашения.
Данное соглашение
содержит ряд условий, в том числе сведения о видах разрешенной охоты в границах
охотничьего угодья, обязательство органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному
предпринимателю, заключившим охотхозяйственное
соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном
Законом N 209-ФЗ, путем своевременной выдачи им бланков разрешений на добычу
охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений физическим лицам, а также информацию о годовом размере сборов за пользование
объектами животного мира.
Исходя из
системного анализа норм законодательства о налогах и сборах и законодательства,
регулирующего отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов,
полагаем, что плательщиками сбора за пользование объектами животного мира могут
признаваться как физические лица, так и организации и индивидуальные
предприниматели, заключившие с органом государственной власти субъекта
Российской Федерации охотхозяйственное соглашение и
получающие от них бланки разрешений на добычу охотничьих животных для последующей реализации их физическим лицам,
осуществляющим охоту в закрепленных охотничьих угодьях, и, соответственно,
указанные организации и индивидуальные предприниматели не могут являться
органами, выдающими в установленном порядке разрешения на добычу охотничьих
ресурсов в смысле п. 3 ст. 333.5 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный
характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах
и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах
и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
03.02.2011