Вопрос: О порядке
учета в целях налога на прибыль субсидий, полученных коммерческими
организациями на реализацию проекта, предусматривающего выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
российскими вузами, а также расходов таких организаций на научные исследования
и опытно-конструкторские разработки.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/68
В Департаменте
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу учета в
целях налогообложения прибыли организаций субсидий из федерального бюджета,
выделенных на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного
производства, и сообщается, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России,
утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения
организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных
хозяйственных ситуаций и осуществлению экспертизы договоров в Департаменте не рассматриваются.
Одновременно сообщаем следующее.
Порядок и условия
предоставления из федерального бюджета субсидий на реализацию комплексных
проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием
российских высших учебных заведений, определены Правилами предоставления
субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских высших
учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию
высокотехнологичного производства, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 09.04.2010 N 218 (далее - Правила).
Согласно данным Правилам субсидии
предоставляются на конкурсной основе. Участником конкурса является организация,
которая представляет проект, предусматривающий выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
российскими вузами, и дополнительно направляет на реализацию проекта
собственные средства в размере не менее 100% объема субсидии. При этом не менее
20% указанных средств должно использоваться на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы. Субсидия выделяется
организации, отобранной в результате конкурса, на срок от одного года до трех
лет в объеме до 100 млн руб. в год для финансирования
указанных работ.
Предоставление
субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным
(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
- производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам
предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения
затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией)
товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При определении объекта налогообложения
по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от
реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в
соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250
Кодекса.
Доходы, не учитываемые при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в ст. 251 Кодекса.
Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные
коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством
(реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не
поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в
общеустановленном порядке.
Таким образом, субсидии, полученные
коммерческими организациями на реализацию проекта, предусматривающего
выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ российскими вузами, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в
составе внереализационных доходов.
Порядок учета расходов на научные
исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в целях налогообложения
прибыли регулируется ст. 262 Кодекса.
В соответствии с п.
2 ст. 262 Кодекса расходы налогоплательщика на научные исследования и (или)
опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или
усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности
расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с
другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как
на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения
после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов
работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном ст.
262 Кодекса.
При этом расходы налогоплательщика на
научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие
положительного результата) по перечню, установленному Правительством Российской
Федерации, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были
осуществлены, и включаются в состав прочих расходов в размере фактических
затрат с коэффициентом 1,5.
Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст.
262 Кодекса положения п. 2 ст. 262 Кодекса не распространяются на расходы на
научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в организациях,
выполняющих научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в
качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Указанные расходы
рассматриваются как расходы на осуществление деятельности этими организациями,
направленной на получение доходов.
Таким образом,
расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские
разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню,
установленному Правительством Российской Федерации, могут учитываться в целях
налогообложения прибыли в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 только
в том случае, если в отношении данных работ налогоплательщик выступает в
качестве заказчика, осуществляет их самостоятельно или совместно с другими
организациями (в размере, соответствующем его доле расходов).
Из приведенных положений нормативных
правовых актов, регулирующих вопросы предоставления субсидий из федерального
бюджета в рассматриваемом случае, усматривается, что в части научных
исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, финансирование которых
осуществляется за счет средств федерального бюджета, организация - получатель
субсидии выступает в качестве исполнителя таких работ. В части научных
исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, финансирование которых
осуществляется за счет собственных средств организации, данная организация
выступает в качестве заказчика таких работ (осуществляет их самостоятельно).
Одновременно сообщаем, что при проведении
мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе назначить экспертизу с
целью проверки соответствия выполненных научных исследований и (или)
опытно-конструкторских разработок перечню, установленному Правительством
Российской Федерации, в порядке, установленном ст. 95 Кодекса.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N
03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам,
налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
04.02.2011